
1 Кор., 125 зач., I, 18 - II, 2.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; 27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,- 29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
30 От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, 31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.
Глава 2.
1 И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, 2 ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого

Сегодняшний день — самый страшный и трагичный в богослужебном году. Литургия в этот день не служится, потому что мы молитвенно присутствуем у подножия креста на котором распЯт богочеловек Иисус Христос. За время Его земной жизни, одни видели в Нем пророка, другие бунтаря, некоторые мессию, то есть ожидаемого Царя Израильского. Однако в день распятия все споры умолкли, потому что Тот, о Ком они велись мучительной смертью умер на кресте.
Иногда нашим современникам кажется, что церковь делит людей на плохих и хороших. Из-за этого многие не понимают, чего Церкви еще от них нужно, если они и так стараются себя прилично вести. Чего еще хотят священники, если я и так стараюсь ко всем относиться хорошо... Многие видят в этом морализаторство. На самом же деле, церковь не делит людей на плохих и хороших, она делит их на церковных и нецерковных. То есть, конечно, не она делит, а они сами разделяются в зависимости от того, как понимают смысл христианства... какое место готовы отвести ему в жизни.
С описания подобного разделения начинается сегодняшнее чтение. Мы видим, что для апостола есть погибающие и они воспринимают крест Христов как глупость, потому что именно так переводится слово, которое употребляет здесь Павел. Но так же есть спасаемые, для которых крест — сила Божия и знамя победы.
В каждом народе и в каждую эпоху есть люди, которых остальные считают мудрыми. Но в чем же обычно заключается их мудрость? В том, что они знают как жить? Как достичь долголетия? Как находиться в мире с окружающими? Как обрести внутреннюю гармонию? И даже как подготовиться к смерти... Только не в том, как эту самую смерть победить. Как писал один из философов XIX века: последним павильоном на любой выставке достижений человечества, должен быть павильон с гробами, так как любые достижения не уничтожают смерти. И сколько бы они не почитались мудростью с точки зрения мира — они глупость перед Богом, Который не для того творил людей, чтобы согласиться с их смертью.
Но люди очень часто ждут от Бога не то того, чего стоит ждать, они ждут чего-то своего, того, что их устроит, что будет им по сердцу... и поэтому кто-то хотел бы, чтобы Бог пришел и сделал все за нас, просто совершил чудо и победил смерть, исцелил бы всех сразу, без всякого труда и подвига... Другие очень хотели бы, чтобы победа давалась легко, через некоторый интеллектуальный путь, который называют мудростью. Но у апостола нет иной проповеди, кроме проповеди о рапЯтом Христе. Для иудеев — это препятствие, страдающий мессия — это то, о чем даже думать неприлично... для эллинов вообще безумие... слабый и умирающий Бог.
В наши дни все смешалось, потому что для многих оказалось возможным считать себя христианами и стремиться сделать с помощью Бога свои дела... В церковь приходят те, кто как иудеи ждут от Бога чудес, приходят и те, кто как эллины ценят в Церкви ее облагораживающее культурное влияние. Но все это проходит, одни разочаровываются в чуде, другие находят культуру поудобнее... И только те, кто пришел ко Христу ради Него Самого смотрят на крест и надеются, что в свое время Бог поможет каждому из них пойти за своим Учителем до конца.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема