
1 Кор., 125 зач., I, 18 - II, 2.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; 27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,- 29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
30 От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, 31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.
Глава 2.
1 И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, 2 ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого

Сегодняшний день — самый страшный и трагичный в богослужебном году. Литургия в этот день не служится, потому что мы молитвенно присутствуем у подножия креста на котором распЯт богочеловек Иисус Христос. За время Его земной жизни, одни видели в Нем пророка, другие бунтаря, некоторые мессию, то есть ожидаемого Царя Израильского. Однако в день распятия все споры умолкли, потому что Тот, о Ком они велись мучительной смертью умер на кресте.
Иногда нашим современникам кажется, что церковь делит людей на плохих и хороших. Из-за этого многие не понимают, чего Церкви еще от них нужно, если они и так стараются себя прилично вести. Чего еще хотят священники, если я и так стараюсь ко всем относиться хорошо... Многие видят в этом морализаторство. На самом же деле, церковь не делит людей на плохих и хороших, она делит их на церковных и нецерковных. То есть, конечно, не она делит, а они сами разделяются в зависимости от того, как понимают смысл христианства... какое место готовы отвести ему в жизни.
С описания подобного разделения начинается сегодняшнее чтение. Мы видим, что для апостола есть погибающие и они воспринимают крест Христов как глупость, потому что именно так переводится слово, которое употребляет здесь Павел. Но так же есть спасаемые, для которых крест — сила Божия и знамя победы.
В каждом народе и в каждую эпоху есть люди, которых остальные считают мудрыми. Но в чем же обычно заключается их мудрость? В том, что они знают как жить? Как достичь долголетия? Как находиться в мире с окружающими? Как обрести внутреннюю гармонию? И даже как подготовиться к смерти... Только не в том, как эту самую смерть победить. Как писал один из философов XIX века: последним павильоном на любой выставке достижений человечества, должен быть павильон с гробами, так как любые достижения не уничтожают смерти. И сколько бы они не почитались мудростью с точки зрения мира — они глупость перед Богом, Который не для того творил людей, чтобы согласиться с их смертью.
Но люди очень часто ждут от Бога не то того, чего стоит ждать, они ждут чего-то своего, того, что их устроит, что будет им по сердцу... и поэтому кто-то хотел бы, чтобы Бог пришел и сделал все за нас, просто совершил чудо и победил смерть, исцелил бы всех сразу, без всякого труда и подвига... Другие очень хотели бы, чтобы победа давалась легко, через некоторый интеллектуальный путь, который называют мудростью. Но у апостола нет иной проповеди, кроме проповеди о рапЯтом Христе. Для иудеев — это препятствие, страдающий мессия — это то, о чем даже думать неприлично... для эллинов вообще безумие... слабый и умирающий Бог.
В наши дни все смешалось, потому что для многих оказалось возможным считать себя христианами и стремиться сделать с помощью Бога свои дела... В церковь приходят те, кто как иудеи ждут от Бога чудес, приходят и те, кто как эллины ценят в Церкви ее облагораживающее культурное влияние. Но все это проходит, одни разочаровываются в чуде, другие находят культуру поудобнее... И только те, кто пришел ко Христу ради Него Самого смотрят на крест и надеются, что в свое время Бог поможет каждому из них пойти за своим Учителем до конца.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема