
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 — IX, 2.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христиане города Коринф жили в тесном окружении язычников. Нередко язычниками были их соседи, коллеги и даже родственники. Со многими из них они выросли, вели совместные дела, а также домашнее хозяйство. Иными словами, это были ежедневные и довольно тесные контакты. Жизнь любого верующего человека, вне зависимости от его вероисповедания, наполнена ритуалами. Особенно это касается трапезы, которая издревле являлась сакральным действием. Разделить еду с другим человеком — означало вступить с ним в тесные отношения. С врагом есть не будешь. Сесть за один стол — это знак мира, дружбы и признания. А коль так, то люди делятся самым дорогим и сокровенным. В том числе своими надеждами и упованиями, которые связаны с миром духовным. Дорогому гостю всё самое лучшее. А лучшее — это то, что предложено Богу или богам. И вот нередко, придя домой к знакомому язычнику, христианин попадал в затруднительное положение. Пища, которую ему предлагали, была предложена языческим божкам, покровителям хозяина дома. То есть язычник совершил над ней определённый обряд, как бы мы сказали, «освятил» её своей молитвой к духам. И тут у христианина начинались метания: есть или не есть такую пищу. Если съесть, то вроде как принял участие в языческом обряде. Если не есть — разрушаешь связь с человеком, возможно, наносишь смертельную обиду тому, кто не раз выручал в самую трудную минуту жизни.
Апостол даёт замечательный совет по этому поводу. Сама по себе еда не приближает нас к Богу, не удаляет от Него. Даже идоложертвенное, если принимается с молитвой и мыслью о Христе, больше не принадлежит божкам и духам. Пища освящается и очищается силой Творца. Ведь Он над всем и всё творение принадлежит только Ему. Поэтому в другом месте апостол говорит: «Идол в мире есть ничто». Однако, здесь есть важный момент. Одно дело моя совесть перед Богом и моя сила веры, другое — реакция на мои действия окружающих людей. Христианин, если увидит, что я ем пищу, посвящённую божкам, может соблазниться. Или впасть в осуждение, или сам станет легкомысленно относиться к трапезе с язычниками, начнёт вести невнимательную, расслабленную жизнь, и на волне чрезмерной толерантности, перетекающей во вседозволенность, потеряет в итоге себя как христианина. То же самое и с язычником. Если он увидит, как легко я принимаю то, что посвящено его божкам, может подумать, что между ними и Христом нет никакой разницы. Сформирует о Боге неверные представления, и обязательно будет стараться ещё больше вовлечь меня в свой культ. Поэтому Павел и говорит в итоге: «не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
Об этом золотом правиле хорошо помнить, когда мы вступаем на путь Великого поста. Решения о том, что именно я должен есть, что не должен, что мне разрешено по разного рода показаниям, что нет, необходимо принимать наедине с Богом, своей совестью и духовником, то есть человеком, который знает мою ситуацию. Но ради тех окружающих, которые стремятся строго следовать церковному уставу, не следует бравировать своим персональным уставом, вступать в споры и напоказ в дни строгих ограничений идти в мясной ресторан. Это может посеять смуту, вызвать непонимание, неприятие, в итоге размолвку. А идеал церковной жизни — это полноценное и доверительное общение между всеми её участниками. И в этом общении мы должны учитывать позицию других людей. Порой снисходить к их немощам. То есть думать не только о своем духовном преуспеянии и идти напролом, но и по мере сил заботиться о том, не нанесёт ли моя чрезмерная свобода в Боге ущерба тем, кто меня окружает.
«Заповеди блаженства о нищих духом и плачущих». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Китайские мученики». Священник Алексей Юсупов

У нас в гостях был секретарь китайского Патриаршего подворья в Москве священник Алексей Юсупов.
Мы говорили о православии в Китае, об истории распространения христианства в этой стране, а также об известный китайских христианских мучениках.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с особенностями развития». Ольга Копылова
Гостьей программы «Делатели» была директор центра духовного и творческого развития «Перемена» в городе Казани Ольга Копылова.
Наша гостья рассказала о том, как благодаря увлечению керамикой пришла к тому, что начала помогать детям и подросткам с особенностями развития, как позже появился и чем примечателен центр духовного и творческого развития «Перемена», где как особенные, так и здоровые люди могут освоить какое-либо ремесло, которое в будущем может стать их профессией, а также как можно совмещать творческие занятия и духовное просвещение.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели