
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 — IX, 2.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христиане города Коринф жили в тесном окружении язычников. Нередко язычниками были их соседи, коллеги и даже родственники. Со многими из них они выросли, вели совместные дела, а также домашнее хозяйство. Иными словами, это были ежедневные и довольно тесные контакты. Жизнь любого верующего человека, вне зависимости от его вероисповедания, наполнена ритуалами. Особенно это касается трапезы, которая издревле являлась сакральным действием. Разделить еду с другим человеком — означало вступить с ним в тесные отношения. С врагом есть не будешь. Сесть за один стол — это знак мира, дружбы и признания. А коль так, то люди делятся самым дорогим и сокровенным. В том числе своими надеждами и упованиями, которые связаны с миром духовным. Дорогому гостю всё самое лучшее. А лучшее — это то, что предложено Богу или богам. И вот нередко, придя домой к знакомому язычнику, христианин попадал в затруднительное положение. Пища, которую ему предлагали, была предложена языческим божкам, покровителям хозяина дома. То есть язычник совершил над ней определённый обряд, как бы мы сказали, «освятил» её своей молитвой к духам. И тут у христианина начинались метания: есть или не есть такую пищу. Если съесть, то вроде как принял участие в языческом обряде. Если не есть — разрушаешь связь с человеком, возможно, наносишь смертельную обиду тому, кто не раз выручал в самую трудную минуту жизни.
Апостол даёт замечательный совет по этому поводу. Сама по себе еда не приближает нас к Богу, не удаляет от Него. Даже идоложертвенное, если принимается с молитвой и мыслью о Христе, больше не принадлежит божкам и духам. Пища освящается и очищается силой Творца. Ведь Он над всем и всё творение принадлежит только Ему. Поэтому в другом месте апостол говорит: «Идол в мире есть ничто». Однако, здесь есть важный момент. Одно дело моя совесть перед Богом и моя сила веры, другое — реакция на мои действия окружающих людей. Христианин, если увидит, что я ем пищу, посвящённую божкам, может соблазниться. Или впасть в осуждение, или сам станет легкомысленно относиться к трапезе с язычниками, начнёт вести невнимательную, расслабленную жизнь, и на волне чрезмерной толерантности, перетекающей во вседозволенность, потеряет в итоге себя как христианина. То же самое и с язычником. Если он увидит, как легко я принимаю то, что посвящено его божкам, может подумать, что между ними и Христом нет никакой разницы. Сформирует о Боге неверные представления, и обязательно будет стараться ещё больше вовлечь меня в свой культ. Поэтому Павел и говорит в итоге: «не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
Об этом золотом правиле хорошо помнить, когда мы вступаем на путь Великого поста. Решения о том, что именно я должен есть, что не должен, что мне разрешено по разного рода показаниям, что нет, необходимо принимать наедине с Богом, своей совестью и духовником, то есть человеком, который знает мою ситуацию. Но ради тех окружающих, которые стремятся строго следовать церковному уставу, не следует бравировать своим персональным уставом, вступать в споры и напоказ в дни строгих ограничений идти в мясной ресторан. Это может посеять смуту, вызвать непонимание, неприятие, в итоге размолвку. А идеал церковной жизни — это полноценное и доверительное общение между всеми её участниками. И в этом общении мы должны учитывать позицию других людей. Порой снисходить к их немощам. То есть думать не только о своем духовном преуспеянии и идти напролом, но и по мере сил заботиться о том, не нанесёт ли моя чрезмерная свобода в Боге ущерба тем, кто меня окружает.
«А.П.Чехов — как успеть много?» Ксения Алферова
У нас в гостях была актриса, соучредитель благотворительного фонда «Я есть» и благотворительной организации развития адаптивных видов спорта «Я здесь» Ксения Алфёрова.
Мы говорили о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова, о том, как много он успел за 44 года своей жизни и в литературе, и в помощи людям, а также разговор шел о том, почему в современном мире время часто расходуется впустую, почему мы перестаем ценить время и почему всё время, торопясь и стараясь сделать много, не успеваем делать что-то важное.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 68. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей].
3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего].
5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.
6 Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя.
7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев,
8 ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое.
9 Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,
10 ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;
11 и пла'чу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне;
12 и возлагаю на себя вместо одежды вретище,- и делаюсь для них притчею;
13 о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.
14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;
15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
16 да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.
17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня;
18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
19 приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня.
20 Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою.
21 Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его,- утешителей, но не нахожу.
22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их - западнею;
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
25 излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;
26 жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,
27 ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают.
28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;
29 да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.
30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня.
31 Я буду славить имя Бога [моего] в песни, буду превозносить Его в славословии,
32 и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.
33 Увидят это страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога,
34 ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.
35 Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;
36 ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его,
37 и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем.
«Экзотическое православие»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Наталия Лангаммер, а также настоятель храма священномучеников Власия и Харалампия в Братееве священник Роман Федотов делились светлыми историями о том, как непривычные для русского человека православные традиции другого народа сначала смущали или удивляли, но потом вдохновили и открыли какие-то интересные смыслы.
Все выпуски программы Светлые истории











