1 Кор., 162 зач., XV, 39-45.
Глава 15.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вся 15-я глава Первого послания апостола Павла к Коринфянам посвящена тому, как происходит спасение человека, разговор на эту тему немыслим без разговора относительно всеобщего воскресения, именно на воскресении апостол останавливается подробнее, тем более что для этого у него были весомые основания: христиане Коринфа, как и многие современные христиане, понимали всеобщее воскресение неправильно, они полагали, что воскресение — это лишь оживление умерших, или, если сказать прямо и грубо, оживление трупов, тогда как воскресение — это нечто совершенно иное, о чём апостол Павел и пишет в этой главе Послания в Коринф.
Разницу между оживлением и воскресением лучше всего иллюстрирует Евангелие. Традиционно мы говорим о том, что Христос Спаситель воскресил Своего умершего друга Лазаря, но если использовать корректные термины, то случившееся с Лазарем не было воскресением в истинном смысле, это было именно оживление, ведь Лазарь вернулся к той же самой жизни, из которой ушёл, и вернулся не на всегда, а лишь на время, в конечном же итоге он снова и уже окончательно умер. Иначе обстоит дело с Христовым Воскресением, сама Плоть Спасителя изменила свои свойства, для Воскресшего Христа пространство и время перестали иметь значение, Он больше не нуждался в пище, не нуждался в отдыхе, мог оказываться в закрытых изнутри помещениях тогда, когда считал это необходимым, сам Его облик не имел строгого соответствия с тем, который был до Воскресения, а вторая смерть для Него стала попросту невозможной.
Неудивительно, что в своих размышлениях относительно всеобщего воскресения апостол Павел взял за основу Воскресение Христово, мысль апостола проста и убедительна: «Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13–14). Действительно, без Христова Воскресения христианство теряет всякий смысл, оно превращается в одну из бесчисленного множества этических систем, не более того.
Вполне естественно, что вслед за разговором о воскресении как таковом апостол вынужден был перейти к размышлениям относительно тела воскресения, ведь именно этот вопрос возникает всякий раз, когда речь идёт о всеобщем воскресении. Какими будут тела воскресших? Свой ответ апостол Павел начал с указания на то, что между зерном, которое сеятель кидает в землю, и всходами нет прямого соответствия: «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело» (1 Кор. 15:37–38).
Взяв в качестве ближайшей аналогии семена растений, апостол Павел перешёл к вопросу о телах животных и людей, и написал те слова, которые мы сегодня услышали: «Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1 Кор. 15:42–44).
Конечно, слова апостола не дают нам математически точного описания тел воскресения, сделать такое описание не представляется возможным, впрочем, и те тела, которые у каждого из нас сейчас есть в наличии, тоже до конца не поддаются описанию, иначе бы мы не проводили столько времени в поликлиниках и больницах, пытаясь поставить точные диагнозы и подобрать лечение, но мы верим, что это возможно, верим, что диагнозы будут поставлены, а лечение найдено. Так и апостол Павел верил, что нетленное тело воскресения — это не какой-то миф и не фантазия, это реальность, которая убедительно проявила себя в Христовом Воскресении. Вместе с апостолом Павлом безоговорочно верует в это и Христова Церковь.
Евгений Столица. «Снятие колоколов»
— Как давно я не был у тебя в гостях Александр! Столько здесь всего изменилось за это время!
— Верно, Андрей. Вон, берёза за окном до нашего четвёртого этажа дотянулась. Храм во дворе построили. Слышишь, колокола звонят?
— И как звонят — голоса чистые, звучные!
— Я, представляешь, видел, как эти колокола привезли, освящали, на звонницу поднимали. Помню, как запели они в первый раз. Можно сказать, история вершилась на моих глазах.
— И отрадно, что эта история созидательная. Что далеко позади то время, когда с колоколами боролись. Я недавно изучал, с какой яростью препятствовали колокольному звону в начале двадцатого века.
— А почему ты заинтересовался этой темой?
— Всё началось с того, что я побывал в художественном музее Череповца и увидел работу художника Евгения Столицы «Снятие колоколов». Она меня просто потрясла! Я сохранил изображение в телефоне, сейчас покажу тебе. Вот, смотри.
— Пронзительная картина. Храм из красного кирпича, ступени перед входом. Возле лестницы прямо на земле лежит гигантский колокол с вырванным языком. Рядом стоит человек в одежде церковнослужителя. Это монах?
— Не обязательно. Подрясник — облачение, похожее на длинный халат, и скуфью — круглую шапочку, может носить и мирянин, у которого особое послушание в церкви. Например, звонарь.
— Звонарь у поверженного на землю колокола — скорбное зрелище. За его спиной — чистое голубое небо, светит солнце. Но возникает ощущение сквозняка, бесприютности. Таким сиротством веет от одинокой худенькой фигуры. А где эта картина была написана?
— Евгений Столица не указал место действия, лишь дату — 1924 год. Художник в то время жил поочередно в нескольких местах: маленьком городке Ананьев под Одессой, в Сергиевом Посаде и в Москве. Я стал разбираться, где в двадцатых годах были уничтожены колокола. И оказалось, что везде! Где-то чуть раньше, где-то позже.
— По всей стране так происходило?
— Да. Началось с Костромы в 1919 году. Одной из первых опустела звонница знаменитой Ипатьевской обители. Затем в Пскове были уничтожены древнейшие колокола из Мирожского и Снетогорского монастырей. А дальше понеслось, как снежный ком с горы — одна за другой умолкли колокольни в Архангельске, Ярославле, Брянске, Самаре, Смоленске, Владимире.
— Но чем мешали колокола новой власти?
— Главным образом, большевиками руководила алчность. В колоколах видели, прежде всего, источник цветного металла. Существовали особые циркуляры по заготовке колокольной бронзы. Самые ценные образцы литейного искусства были проданы за границу.
— А ведь наверняка были люди, которые сопротивлялись этому бесчинству...
— Да, многие возвышали свой голос против. Статью о варварском уничтожении колоколов опубликовал Михаил Пришвин в журнале «Октябрь» в 1930 году. Немало попыток сохранить московские колокольни предпринял композитор Константин Сараджев, звонарь-виртуоз. Да и полотно Евгения Столицы — это открытое выражение гражданской позиции, за которое можно было поплатиться свободой, а то и жизнью.
— Правда. В картине «Снятие колоколов» нет пафоса, но есть сострадание. Автор скорбит вместе со звонарём о том, что соотечественники утратили благоговение и стыд в революционном угаре. Какое счастье, что та страница истории перевёрнута, и колокольный звон вновь плывёт над Россией!
Картину Евгения Столицы «Снятие колоколов» можно увидеть в Череповецком художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Виктор Зарубин. «Небесный простор»
— Славный в Архангельске музей. И название какое звучное — «Художественная культура Русского севера»! Всякий раз стараюсь сюда прийти, когда приезжаю из Москвы к родителям. Любуюсь картинами и думаю — а ведь я тоже мог бы стать художником!
— Ты рисуешь, Алёша? Я не знал.
— В юности рисовал, и неплохо, между прочим. Я художественную школу окончил, в Суриковский институт в Москву собирался поступать. Но родители настояли на Политехническом.
— Удивительно, что ты говоришь об этом возле картины Виктора Зарубина «Небесный простор». У художника в жизни была в точности такая же ситуация.
— Правда? А расскажи? Я ничего не знаю о нём.
— Да, Зарубин малоизвестен, к большому сожалению. Он родился в Харькове в 1866 году в семье профессора. С детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на физико-математический факультет Харьковского университета. Получив образование, служил чиновником в Казённой палате — губернском отделении министерства финансов.
— Однако, про картину «Небесный простор» не скажешь, что её написал дилетант. В ней чувствуется мастерство. Две трети полотна занимает закатное небо, и ты посмотри, какая игра красок — жемчужно-серые облака тонут в золоте последних лучей, кое-где проглядывает бледная лазурь.
— И всё это великолепие отражается в реке, сливается с ней. Над водой на высоком скалистом берегу стоит маленькая церквушка. А у подножия холма сидит на камне седой монах с книгой в руках... Не картина, а поэма без слов.
— Как же Зарубину удалось написать такое, если он был далёк от искусства?
— Нет, о живописи Виктор Иванович никогда не забывал. Работая финансистом, он посещал студию рисования. А в какой-то момент решил, что не может больше совмещать работу и творчество, подал в отставку и отправился в Париж.
— А почему в Париж?
— Брать уроки живописи в частной школе. За три года во Франции Зарубин многому научился. А по возвращении поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Его наставником стал Архип Куинджи. Пожалуй, именно он помог Виктору раскрыть талант в полной мере.
— А «Небесный простор» Зарубин написал по окончании училища?
— Да, это 1911 год. Художник уже не только образование получил, но и звание академика живописи.
— Молодец Виктор Зарубин! Исполнил своё призвание! Я вот, видишь, не решился. А может быть, воля Божья обо мне была такова, чтобы я стал художником...
— Возможно, Лёша. Но всё-таки воля Божья не в том, чтобы быть человеку художником или инженером.
— А в чём?
— В том, чтобы в любой ситуации поступать по-христиански, соблюдать евангельские заповеди. А стезю в жизни мы вольны выбирать любую.
— Свобода с небольшим ограничением?
— Божьи заповеди — это не ограничение, а ориентир. Вот как на картине Виктора Зарубина «Небесный простор». Бескрайняя жемчужная ширь манит в полёт. А церквушка на высокой горе — словно маяк, который не даст сбиться с пути.
— Хороший образ, понятный и выразительный! И что самое главное — обнадёживающий!
Картину Виктора Зарубина «Небесный простор» можно увидеть в Архангельске, в музее «Художественная культура Русского Севера».
Все выпуски программы: Краски России
Виктор Дмитриевский. «Черкизово. Церковь Ильи Пророка»
— Не правда ли, чудесная картина?
— Вы говорите про полотно Виктора Дмитриевского «Черкизово. Церковь Ильи Пророка»?
— Конечно! Вы так долго стоите возле него и с такой нежностью смотрите, что я решилась заговорить. У меня к этому произведению давняя любовь. Специально прихожу сюда, в Зарайский кремль, чтобы лишний раз его увидеть.
— Что ж, я вас понимаю, картина достойна внимания. Пасмурный осенний день. Трава на пригорке ещё зелёная, а вот листва на берёзе уже заметно поредела. На дереве вороньи гнезда, птицы тревожно кружат. Пейзаж довольно печальный. И вдруг, посреди него — уютный церковный дворик!
— Колокольня на переднем плане — резная, ажурная, белая, словно из сахара выточена.
— А наличники на оконных проёмах, кровля и купола будто глазурью расписаны. Какие чистые оттенки — молочно-голубой, нежно-зелёный. И кресты ярко-жёлтые! Эти цветовые пятна полностью меняют характер картины, настраивают на радостный, праздничный лад.
— Именно такое настроение меня охватывало, когда мы с бабушкой приходили в Черкизовский храм. Это было в пятидесятых годах прошлого века. Я маленькая совсем была, мало что запомнила. Но когда смотрю на картину Виктора Дмитриевского — вспоминается та детская радость.
— Ваша бабушка была верующей?
— Не то чтобы очень. Время-то какое было, люди опасались свою веру обнаруживать. А вот мама бабушки, прабабушка Таисия — та каждую неделю в церковь ходила. Именно в эту, Ильинскую. Там, на территории храма, Таисия Никитишна и похоронена. Мы с бабушкой как раз её могилу навещали. На картине Дмитриевского есть это кладбище — вон, видите, кресты за кованой церковной оградой.
— Я там бывал! Черкизовское кладбище — один из старейших некрополей Москвы, с историей. К примеру, там похоронен известный юродивый девятнадцатого века Иван Корейша — о нём упоминали в своих произведениях Лесков, Достоевский, Толстой.
— Правда? Не знала об этом. А вот могилы священников, которые служили в Ильинской церкви, мне бабушка показывала.
— Их там немало, ведь богослужения в храме не прерывались с тех пор, как он был построен в семнадцатом веке.
— Родственники, которые за могилой прабабушки ухаживают, рассказывают — и сейчас звенит колоколами Ильинская церковь. Одним глазком бы посмотреть, как она выглядит нынче.
— Да практически так же, как на картине Виктора Дмитриевского. Он написал этот пейзаж в восьмидесятых годах прошлого века, с тех пор в облике храма только цвет поменялся. Купола стали золотыми, а кровля — чёрной.
— Эта картина для меня — словно окошко в детство. Спасибо художнику — столько радости мне подарил, столько утешения. Жаль, я про него ничего не знаю.
— Что можно рассказать про Виктора Дмитриевского? Родился в 1923-м здесь, в Зарайске. Прошёл Великую Отечественную войну. После неё окончил художественный институт имени Сурикова. Прожил всю жизнь в Москве. Создал немало замечательных полотен, которые хранятся во многих музеях мира. В 1976 году получил звание народного художника.
— Заслуженно! Ведь что значит народный художник? Это тот, кто знает культуру народа, чувствует его дух, разделяет веру. Только такой человек мог написать картину «Черкизово. Церковь Ильи Пророка» — правдивую, лиричную, проникновенную.
Картину Виктора Дмитриевского «Черкизово. Церковь Ильи Пророка» можно увидеть в Государственном музее-заповеднике «Зарайский кремль».
Все выпуски программы: Краски России