
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем нам свойственно надеяться на свои силы, в том числе и на силу своего интеллекта. Как правило, мы абсолютно уверены в том, что прекрасно понимаем процессы, происходящие вокруг нас, ну а если это не так, если нам, скажем, не хватает информации, то разум не смущается, он естественно и спокойно выстраивает такую схему, которая нам нравится и нами принимается. Именно по этой причине суть христианства ускользает от многих людей, ведь христианство невозможно постичь при помощи тех естественных инструментов, которыми мы располагаем. Если подходить к вести о Страдающем Боге с позиции строгой логики, то такая весть покажется чем-то совершенно невероятным, фантастическим, невозможным и абсурдным. Как может кому-то в чём-то помочь Тот, Кто не смог помочь Себе? Именно эту мысль и выразили обладающие рациональным мышлением «первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями» (см. Мф. 27:41) у Креста Господня: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф. 27:42–43). Но вот что любопытно: нечто подобное, только иными словами и в иной ситуации, предлагал Христу Спасителю и диавол тогда, когда Господь постом и молитвой готовил Себя к общественному служению. Искуситель потребовал, чтобы Спаситель проявил Свою божественную силу ради Себя Самого: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3). Это требование тоже очень логично, к нему не придраться, оно всем понятно. А вот отказ Воплощённого Бога превратить камни в хлеб, а затем и сойти с Креста — это нечто совершенно иное, это то, что находится за пределами постижимого.
Зачем вообще Ему было умирать? Разве у Него не было какого-то иного пути? Если Он Бог, то разве могло Ему — Всемогущему и Всесильному — что-то или кто-то помешать? Наверняка, можно было и как-то иначе, но Бог поступил так, как Он поступил, и, оказавшись на Кресте, Он ясно и наглядно показал, что истинная сила заключается не в том, чтобы с успехом испепелять и уничтожать своих врагов, и не в том, чтобы сконцентрировать в своих руках огромные материальные ресурсы, и даже не в том, чтобы поражать своих собеседников глубиной эрудиции и широтой познаний, а в том, чтобы принять волю Божию о себе самом, чтобы не сопротивляться ей, какой бы она ни была. Для христиан это интуитивно понятная аксиома, а для всех прочих, как о том написал апостол Павел, — юродство, соблазн и безумие.
Апостолу пришлось напоминать об этом христианам Коринфа, они, как и многие из нас, став христианами, не смогли мгновенно отказаться от привычного взгляда на мир, они по-прежнему полагали, что земные успехи, возможности и статус хоть что-то значат в деле спасения. Но это не так, это совсем не так. Если же христианам Коринфа, которые имели счастье личного общения с апостолом Павлом, пришлось об этом напоминать, то тем более в таком напоминании нуждаемся мы — люди, которые очень далеки от первохристианского горения в вере.
Церковь это и делает, она через праздники, посвящённые Честному и Животворящему Кресту, напоминает нам о том, что обрести блаженную вечность со Христом может лишь тот, кто по примеру Воплощённого Бога и в надежде воскресения сумеет проявить силу духа и в полной мере подчинить свою волю воле Божественной и совершенной.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема