
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — великолепный мастер-класс апостола Павла по преодолению зависимости от мнений других людей. Чтобы осознать его осознать, надо вспомнить, кому адресовано послание — Коринфянам, жителям богатого многонационального портового города. Кого только ни оказалось среди уверовавших христиан! И люди из самых низов общества, и аристократия, и совершенно далёкие от иудейских представлений римляне, и радикально настроенные иудеи, и гностики — одним словом, все — разные и всех — много. При этом внутри общины формируются самостоятельные партии по имени того или иного авторитета: Павловы последователи, Кифины, Аполлосовы и другие.
В такой ситуации высочайшей конкуренции сказать, что мне, Павлу, совершенно ничего не значит, как вы или другие люди обо мне думаете, — заявление более чем рискованное! Тем самым апостол одним махом отрезает любые перспективы возможных манипуляций: он не будет подстраиваться, прилаживаться под ожидания коринфян — для него первично — чистота совести перед Богом, только от Которого — а не от коринфян! — он и ждёт поддержки и одобрения.
Коринфянам Павел говорит: не я сам сюда пришёл — меня прислали. И поручили делать определённое дело — которое, опять-таки, не сам я себе придумал. А вас всех мне вручили как соработников, участников в этом деле. Но мы ничего не сможем сделать толкового, если все силы будем тратить на выяснение отношений. Поэтому давайте лучше засучив рукава займёмся делом, а все вопросы, недоумения и претензии переадресуем нашему Самому Главному Хозяину, Заказчику и Прорабу — Иисусу Христу. Вот когда Он придёт на нашу «стройку» — тогда всё и прояснится. А пока — за работу, друзья, и все разговорчики — в сторону!..
Какую же «стройку» поручил апостолу Павлу Христос в Коринфе? Созидание Церкви как Его тела. Заметим: не строительство храмов или других культовых зданий. Не организацию структуры управления. А формирование особой, отличающейся от любых других сообществ, атмосферы отношений между членами общины, которая и определят христиан как проводников Святого Духа в жизнь мира.
Заметим, что формирование этой «атмосферы Духа» не может происходить как самостоятельная цель. Точно так же, как невозможно почувствовать музыку, её не исполняя — невозможно ощутить действие Духа, ничего не делая. Поэтому апостол и призывает коринфян заняться конкретным делом — в котором очень быстро и проявится их вера и верность Христу — начать сбор средств для помощи бедствующим церквам Иудеи. В этом служении слабым и закладывается фундамент Церкви как Тела Христова — без которого любые умопостроения, даже самые правильные, так и будут висеть в воздухе.
Одна из больных тем современного христианства — его «умозрительность». Человек может считать сам себя глубоко верующим и даже воцерковлённым — но как только касаешься конкретных дел, реального проявления веры — всё куда-то испаряется, и ты видишь перед собой совершенно иного человека, «от мира сего». Сегодняшнее чтение побуждает нас задуматься, насколько наше христианство обусловлено внешними обстоятельствами и мнением окружающих людей — или же оно, как и у апостола Павла, является самым главным содержанием, смыслом и сутью нашей жизни?..
6 декабря. О проповеди преподобного Колумбана, игумена Люксейского

Сегодня 6 декабря. День памяти преподобного Колумбана, игумена Люксейского, жившего в седьмом веке.
О его проповеди — священник Стахий Колотвин.
Хотя в наши дни Западная Европа воспринимается как место, где живут католики и протестанты, надо помнить, что еще даже тысячи лет не прошло, как была единая Православная Церковь, которая сталкивалась с теми же самыми вызовами, что и Православная Церковь на Востоке. Потому что где-то жили язычники, где-то жили люди, которые вроде православные и крещёные, но которые в языческих суевериях при этом погрязли. А где-то приходилось терпеть козни от собратьев, где-то приходилось сталкиваться с трудностями от светской власти.
Вот точно так же и преподобный Колумбан, удивительный ирландский святой, который объединил всю Западную Европу. Кельтское православие во главе с преподобным Патриком, просветителем Ирландии, оно оказало влияние не только на этот маленький изумрудный остров в Атлантике, но проповедники из монашеских обителей этого региона отправились и дальше. Итак, преподобный Колумбан отправился сначала в пределы нынешней Франции и там столкнулся с римским, уже набиравшим обороты, формальным подходом к вере. И поэтому его вытеснили в Швейцарию, где он проповедовал язычникам, но и там он не получил поддержки со стороны светских властей и в результате удалился в более теплые итальянские края и основал там монастырь, который отличался от окружающих, уже склонных к подчинению римскому папе и формализму, итальянских монастырей и поэтому хранил дух православия значительно дольше.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема











