
1 Кор., 123 зач., I, 3-9.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Исследователи Нового Завета говорят, что Коринф времен апостола Павла отличается растлением нравов, а также религиозным синкретизмом, неизбежными в многолюдном торговом городе. Одна из целей написания апостолом Первого послания к Коринфянам была в том, чтобы уврачевать разделение, которое возникло в среде христиан Коринфа. Павел считал наиболее опасной группу почитателей Аполлоса, в которую, возможно, входили христиане с философским образованием, поэтому в этом послании апостол часто обращается против человеческой мудрости и гордости. Именно против этого — человеческой мудрости и гордости — направлены и те слова, которые мы только что услышали. Апостол утверждает, что христиане Коринфа «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» во Христе Иисусе и что они не имеют «недостатка ни в каком даровании». Иными словами, для христиан Коринфа и вообще для всех христиан нет необходимости погружаться в языческую философию с целью найти там что-то полезное для своей души. Такое погружение может быть интересно с интеллектуальной точки зрения, но оно в лучшем случае абсолютно бессмысленно для достижения вечной блаженной жизни во Христе. Все необходимое было дано Коринфу апостольской проповедью. Здесь важно еще и то, что, как говорил святитель Иоанн Златоуст, они вместе с проповедью «удостоились многих знамений, многих чудес, неизреченной благодати, когда приняли проповедь». Апостол Павел, несмотря на критику коринфян и указания на их духовную слабость, не принижает и не отрицает полученных ими от Бога дарований. Отсюда можно сделать важный вывод о том, что человеческая слабость и неустойчивость не уничтожают даров Бога, они, скорее, подчеркивают благость Творца и должны побуждать к исправлению. Вообще, это очень интересное свойство даров, получаемых нами от Бога в таинствах Церкви: их можно затмить, можно их никак не развивать и никак ими не пользоваться, но совершенно уничтожить их в самих себе невозможно. Именно поэтому мы исповедует в Символе веры единственность крещения. Нет и не может быть греха, который бы лишил нас того, что мы получили в крещении. Далее в этом же Послании апостол Павел будет упоминать о на самом деле страшных плотских грехах, но даже эти грехи не лишили тех, кто их совершал, общих для всех христиан дарований. Особенно любопытно, что апостол начинает свое послание не с обличения совершенных и совершаемых жителями Коринфа нравственных преступлений, а с напоминания о благодати Божией и с обетования, что Бог «утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа». Это очень оптимистичный взгляд апостола на духовную жизнь, и мы верим, что именно так и будет, что Бог утвердит и помилует не только Коринфян, но и всех верующих во Христа Иисуса.
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







