
1 Кор., 123 зач., I, 3-9.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Исследователи Нового Завета говорят, что Коринф времен апостола Павла отличается растлением нравов, а также религиозным синкретизмом, неизбежными в многолюдном торговом городе. Одна из целей написания апостолом Первого послания к Коринфянам была в том, чтобы уврачевать разделение, которое возникло в среде христиан Коринфа. Павел считал наиболее опасной группу почитателей Аполлоса, в которую, возможно, входили христиане с философским образованием, поэтому в этом послании апостол часто обращается против человеческой мудрости и гордости. Именно против этого — человеческой мудрости и гордости — направлены и те слова, которые мы только что услышали. Апостол утверждает, что христиане Коринфа «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» во Христе Иисусе и что они не имеют «недостатка ни в каком даровании». Иными словами, для христиан Коринфа и вообще для всех христиан нет необходимости погружаться в языческую философию с целью найти там что-то полезное для своей души. Такое погружение может быть интересно с интеллектуальной точки зрения, но оно в лучшем случае абсолютно бессмысленно для достижения вечной блаженной жизни во Христе. Все необходимое было дано Коринфу апостольской проповедью. Здесь важно еще и то, что, как говорил святитель Иоанн Златоуст, они вместе с проповедью «удостоились многих знамений, многих чудес, неизреченной благодати, когда приняли проповедь». Апостол Павел, несмотря на критику коринфян и указания на их духовную слабость, не принижает и не отрицает полученных ими от Бога дарований. Отсюда можно сделать важный вывод о том, что человеческая слабость и неустойчивость не уничтожают даров Бога, они, скорее, подчеркивают благость Творца и должны побуждать к исправлению. Вообще, это очень интересное свойство даров, получаемых нами от Бога в таинствах Церкви: их можно затмить, можно их никак не развивать и никак ими не пользоваться, но совершенно уничтожить их в самих себе невозможно. Именно поэтому мы исповедует в Символе веры единственность крещения. Нет и не может быть греха, который бы лишил нас того, что мы получили в крещении. Далее в этом же Послании апостол Павел будет упоминать о на самом деле страшных плотских грехах, но даже эти грехи не лишили тех, кто их совершал, общих для всех христиан дарований. Особенно любопытно, что апостол начинает свое послание не с обличения совершенных и совершаемых жителями Коринфа нравственных преступлений, а с напоминания о благодати Божией и с обетования, что Бог «утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа». Это очень оптимистичный взгляд апостола на духовную жизнь, и мы верим, что именно так и будет, что Бог утвердит и помилует не только Коринфян, но и всех верующих во Христа Иисуса.
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.