
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 155 зач., XIV, 6-19.
Глава 14.
6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях?
8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.
17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит об одном из даров Святого Духа, который назывался глоссолАлией или говорением на языках. Первое и самое известное проявление этого дара мы видим в день Пятидесятницы, когда апостолы, обращаясь к иудеям, пришедшим из разных мест, говорили на разных языках, так что каждому, кто их слышал, казалось, что говорят именно на его наречии. Суть этого дара, по крайней мере, в первой проповеди апостолов, заключалась в том, что Благая весть должна быть понятна каждому. Мы не видим, чтобы апостолы требовали от пришедших в Иерусалим какой-либо подготовки... Напротив, вся их проповедь должна была быть предельно понятна для каждого.
Впрочем, иногда этот дар принимал такие формы, при которых говоримое оказывалось совершенно непонятным, как это было в Коринфе. Апостол не обличает за это коринфских христиан, но указывает на одно важное свойство всего того, что произносится в церкви — назидательность. Неслучайно в тексте литургии священник называет службу, которую совершает, «словесной». Греческий термин, который употреблен в литургии, взят из послания апостола Павла к Римлянам и означает именно разумное служение. Неслучайно и апостол подчеркивает, что произносимые слова должны быть понятными, чтобы приносить пользу не только говорящему, но всем, кто слушает. Слова должны учить и воспитывать. Он не отрицал мистического элемента в молитве, но указывал, что из-за мистического не должен страдать педагогический.
Коринфяне ревностно относились к духовным дарам, стремились реализовать их наилучшим образом. Поддерживая коринфских христиан, апостол делает очень важное замечание: одной ревности мало. Ведь если человек, говоря, не заботится о других, в нем нет любви. Дар должен приносить ощутимую пользу людям. Причем не только внешним, когда проповедник стремится к понятности своей проповеди, но и уже церковным, когда священник заботится о понятности и назидательности молитвы.
В итоге может показаться, что сегодняшнее чтение как нельзя лучше подходит для того, чтобы поговорить о языке богослужения, понятность которого вызывает споры. Одни говорят, что молиться искренне можно только на том языке, на котором ты думаешь. Другие говорят, что проблема надумана и если что-то непонятно, надо просто приложить усилия... К сожалению, спор этот иногда принимает очень болезненные формы, за которыми не видно проблемы более существенной. Она заключается в том, что огромному числу людей, вообще все равно, что и как читается и говорится, так как они не видят необходимости в том, чтобы понимать. Магическое сознание предполагает, что прочитанное и так работает, поэтому они не ждут изменения текстов и не хотят учить церковнославянский язык... Все что происходит в храме оказывается лишь фоном для того, чтобы договориться с Богом о решении своих собственных проблем. По сравнению с тем, как общаются спорщики сегодня, апостол в своем обращении к коринфянам ведет себя очень деликатно. Он указывает на проблему: верующие должны получать назидание. При этом Павел не дает коринфской церкви никаких подробных инструкций, но верит, что, согласившись с ним в главном, верующие с любовью и взаимопониманием договорятся о том, как этого достичь.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема