1 Кор., 155 зач., XIV, 6-19.
Глава 14.
6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях?
8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.
17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит об одном из даров Святого Духа, который назывался глоссолАлией или говорением на языках. Первое и самое известное проявление этого дара мы видим в день Пятидесятницы, когда апостолы, обращаясь к иудеям, пришедшим из разных мест, говорили на разных языках, так что каждому, кто их слышал, казалось, что говорят именно на его наречии. Суть этого дара, по крайней мере, в первой проповеди апостолов, заключалась в том, что Благая весть должна быть понятна каждому. Мы не видим, чтобы апостолы требовали от пришедших в Иерусалим какой-либо подготовки... Напротив, вся их проповедь должна была быть предельно понятна для каждого.
Впрочем, иногда этот дар принимал такие формы, при которых говоримое оказывалось совершенно непонятным, как это было в Коринфе. Апостол не обличает за это коринфских христиан, но указывает на одно важное свойство всего того, что произносится в церкви — назидательность. Неслучайно в тексте литургии священник называет службу, которую совершает, «словесной». Греческий термин, который употреблен в литургии, взят из послания апостола Павла к Римлянам и означает именно разумное служение. Неслучайно и апостол подчеркивает, что произносимые слова должны быть понятными, чтобы приносить пользу не только говорящему, но всем, кто слушает. Слова должны учить и воспитывать. Он не отрицал мистического элемента в молитве, но указывал, что из-за мистического не должен страдать педагогический.
Коринфяне ревностно относились к духовным дарам, стремились реализовать их наилучшим образом. Поддерживая коринфских христиан, апостол делает очень важное замечание: одной ревности мало. Ведь если человек, говоря, не заботится о других, в нем нет любви. Дар должен приносить ощутимую пользу людям. Причем не только внешним, когда проповедник стремится к понятности своей проповеди, но и уже церковным, когда священник заботится о понятности и назидательности молитвы.
В итоге может показаться, что сегодняшнее чтение как нельзя лучше подходит для того, чтобы поговорить о языке богослужения, понятность которого вызывает споры. Одни говорят, что молиться искренне можно только на том языке, на котором ты думаешь. Другие говорят, что проблема надумана и если что-то непонятно, надо просто приложить усилия... К сожалению, спор этот иногда принимает очень болезненные формы, за которыми не видно проблемы более существенной. Она заключается в том, что огромному числу людей, вообще все равно, что и как читается и говорится, так как они не видят необходимости в том, чтобы понимать. Магическое сознание предполагает, что прочитанное и так работает, поэтому они не ждут изменения текстов и не хотят учить церковнославянский язык... Все что происходит в храме оказывается лишь фоном для того, чтобы договориться с Богом о решении своих собственных проблем. По сравнению с тем, как общаются спорщики сегодня, апостол в своем обращении к коринфянам ведет себя очень деликатно. Он указывает на проблему: верующие должны получать назидание. При этом Павел не дает коринфской церкви никаких подробных инструкций, но верит, что, согласившись с ним в главном, верующие с любовью и взаимопониманием договорятся о том, как этого достичь.
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Кипрская икона Божией Матери
Кипрская икона Божией Матери написана по иконографическому типу Одигитрия. Пресвятая Богородица держит Младенца Христа и указывает на Него, как на истинный Путь спасения. По правую и левую руку от Пречистой Девы изображены архангелы Михаил и Гавриил в молитвенном предстоянии.
По преданию, этот образ был обретён в 392 году на острове Кипр, неподалёку от места захоронения праведного Лазаря. Святой жил в евангельские времена и был другом и последователем Иисуса Христа. Лазарь дважды проходил вратами смерти. В первый раз он умер совсем молодым у себя на родине, в иудейском селении Вифания, неподалёку от Иерусалима. И был воскрешён Спасителем! После этого праведник прожил ещё тридцать лет, стал первым епископом на острове Кипр. Здесь его навещала Пресвятая Богородица. Древнее предание не сохранило обстоятельств обретения Кипрского образа Божией Матери, но подчеркнуло его связь с местом служения праведного Лазаря.
В шестом столетии в честь Кипрской иконы на острове решили возвести церковь. Строители заложили фундамент, но он чудесным образом оказался перенесён на новое место. За одну ночь над ним выросли стены. Благодаря этому знамению храм получил название Панагия Ангелоктисти, что в переводе с греческого означает церковь Богородицы, созданная ангелами. В алтаре выполнили копию Кипрской иконы в технике мозаики. Сам образ поместили на воротах перед входом в храм.
В седьмом веке надвратная святыня пострадала от рук араба-мусульманина. Кипр в то время был совместной территорией Византийской империи и Арабского халифата. Иноверец, проезжая мимо храма Панагии Ангелоктисти, пустил стрелу в икону. Орудие пронзило колено Божией Матери, и из раны хлынула кровь! Кипрскую икону стали почитать чудотворной.
К сожалению, святыня не сохранилась до наших дней. Арабы разрушили церковь, созданную ангелами, икона была утрачена. Но уцелела алтарная стена храма Панагии Ангелоктисти с мозаичным образом Божией Матери. В одиннадцатом веке на руинах восстановили церковь. Она находится в деревне Кити на юго-восточном побережье Кипра, неподалёку от города Ларнака. Древнее изображение Небесной Заступницы можно увидеть в храме Панагии Ангелоктисти во время богослужения, когда открыты Царские врата алтаря.
Помолиться перед чудотворными списками Кипрской иконы Божией Матери можно и в России. Чтимые образы хранятся в Успенском соборе Московского Кремля, храме святителя Николая в Голутвине, в Успенском храме подмосковного села Стромынь.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Спасибо, Долли
Долли Партон, уроженку штата Теннесси, в Америке знают все. Не только потому, что она певица и автор популярной песни из фильма «Телохранитель» под названием «Я всегда буду тебя любить». Долли известная благотворительница, автор множества проектов помощи детям и взрослым. Я прочитала о ней на портале Милосердие.
Певица родилась в 1946 году, четвёртой из двенадцати братьев и сестёр Партонов. Они жили в хижине без водопровода и электричества, а питались тем, что приносил с охоты отец. Но материальные трудности не доставляли беспокойства: в многодетной семье царили радость и взаимопонимание, вера в Бога и сочувствие ближним.
Все Партоны любили музыку, пели дома и в церкви. Дедушка будущей звезды играл на скрипке, сочинял песни, а дядя подарил девочке гитару, когда ей исполнилось семь лет. Через три года она уже выступала на местном радио, а на первые гонорары купила телевизор. Такого чуда техники не было ни у кого из соседей, и по вечерам у Партонов собирались желающие его посмотреть.
По словам Долли, те годы стали для неё школой жизни, из которой она извлекла главный урок: чтобы не жить в бедности, надо получить образование и найти достойную работу. А ещё она решила: когда вырастет — будет помогать обездоленным!
В 18 лет девушка первой из родных окончила школу и уехала в столичный город Нэшвилл. Она сочиняла песни, выступала в дуэте с легендой кантри-музыки Портером Вагонером, записывала альбомы и постепенно обрела популярность! В 20 лет Долли вышла замуж и живёт с супругом в согласии уже больше полувека. Своих детей у пары нет, но они вырастили младших братьев и сестёр Партон.
А позже певица взяла на себя заботу о множестве чужих малышей! Она запустила в родном округе Севьер благотворительную программу под названием «Библиотека воображения», посвятив её отцу, который не умел ни читать, ни писать. По задумке Долли, каждый местный дошкольник, независимо от дохода родителей, раз в месяц бесплатно получает по почте детскую книгу. Благодаря этой долгосрочной программе, ставшей международной, дети уже получили около двухсот миллионов книг!
А ещё наша героиня учредила стипендию в 500 долларов для каждого выпускника средней школы, который решил продолжить образование в одном из колледжей штата Теннесси.
И это далеко не все успешные проекты Долли Партон — певицы из бедной семьи, ставшей известным филантропом!
Все выпуски программы Живут такие люди