1 Кор., 162 зач., XV, 39-45.
Глава 15.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение посвящено рассуждению апостола Павла о том, как изменится состояние нашего тела после воскресения из мертвых. Сама по себе эта тема сегодня мало кого беспокоит. Одни верят в воскресение тела, другие не верят... Но даже те, кто верит, разве могут точно сказать, каким оно будет? Конец мира — это особое время и язык, которым его описывают, тоже особенный, более образный. И всё же, нечто важное Бог открывает верующим, особенно если это оказывается чем-то важным уже здесь и сейчас.
Для того, чтобы объяснить возможную разницу, апостолу необходимо показать, что уровень организации материи может быть разным. Естественно, она, во-первых, может быть мертвой и живой. Дальше, уже в живой природе есть растения, животные и люди. Более того, уже говоря о человеческом теле, он уазывает на, что оно может быть душевным и духовным.
Люди, которые увлекаются естественно-научными изысканиями, услышав слова апостола, в лучшем случае улыбнутся наивности верующих, ведь, как они считают, есть только материя — мертвая или живая — в данном случае не важно, так как для них жизнь — это только форма существования белковых тел. Апостол никак не отрицая реальности тварного материального мира подчеркивает, что он не беспричинен и у всего сотворенного своя цель в мире и своя роль. Впрочем, упоминая звезды, рыб и птиц, он делает это не для того, чтобы бывшие язычники из Коринфа вспомнили, как поклонялись тварным идолам. Очевидно, нет. Он говорит это лишь потому, что ему важно показать, что материальный мир имеет внутреннюю иерархию и всё сотворено для своей славы, всё имеет свой статус, свою честь, свой смысл. И, конечно, как венец творения, к особенной славе призван человек. Но для апостола очевидно, что от этого призвания человек отказался, и его положение стало схожим с тем, в котором находится весь мир: оно стало тленным, униженным, немощным и душевным. Человек был сотворен как часть материального мира, но в то же время был возвышен над ним как существо духовное. И если всё тварное подчиняется законам причинно-следственных отношений, он был призван над этим законом возвыситься, быть свободным.
Когда сегодня антропологи, изучая человека, говорят, что по всем показателям он является частью животного мира, верующие с этим практически не спорят, потому всегда знали, что после грехопадения в человеческое естество вошел животный закон и возобладал над законом духовным. Мы едим и пьем, боимся и испытываем привязанность, подчиняясь законам животного мира, следуя за своими инстинктами... И всё же мы верим, что изначально призваны к свободе, что мы не биороботы и наша цель выше, чем животное существование.
Апостол вспоминает рассказ о сотворении человека, в котором сказано, что человек стал «душою живою». Сегодня для нас слово «душевный» означает добрый и искренний, но на языке апостола душевный это просто живой, как и всё живое... Однако во Христе нам открывается путь к тому, чтобы возвыситься над простой земной жизнью, от тления к нетлению, от уничижения к славе, от немощи к силе, от душевности и чувственности к жизни духовной.
Бог говорит нам о нашем призвании, благодаря чему мы можем совершенно иначе посмотреть на себя сегодняшних, ведь во многом от этого зависит, какими мы воскреснем.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия