
1 Кор., 128 зач., III, 9-17.
Глава 3.
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел в своих посланиях неоднократно возвращался к вопросу о том, что такое Церковь. В своих текстах он именует ее по-разному, иногда, как в этом отрывке, он использует слово «храм», но при этом нужно помнить, что апостол никогда не говорит ни о церковных зданиях, ни о церковной структуре, все его размышления на тему Церкви подразумевают, что речь идет о Церкви в высшем смысле этого слова, самое известное определение которой также принадлежит апостолу Павлу и в христианском богословии выделяется из фразы Послания к Эфесянам: «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:22—23). То есть, Церковь по апостолу Павлу — есть Тело Христово. Именно о Ней апостол пишет и в этом отрывке.
Здесь он использует две метафоры. Первая: Церковь — это Божия нива. Вполне очевидно, что в таком определении заключена аллюзия на ветхозаветное представление Израиля как виноградника Божия, которое мы можем найти в книгах пророков и к которому довольно часто обращался Господь наш Иисус Христос. Вторая используемая апостолом Павлом метафора такова: Церковь — это Божие строение. Но необходимо снова сделать оговорку: речь не идет о каком-либо церковном здании, ведь вопросы строительства в прямом смысле этого слова апостола Павла совершенно не занимали, равно как и вопросы административного устроения Церкви. И в первом, и во втором случае — идет ли речь о ниве, или же о строении — апостольская метафора призвана подчеркнуть, что устраивает Церковь никто иной, как Бог.
Этого вопроса в Послании к Коринфянам апостол Павел касается по той причине, что в христианской общине Коринфа возникло разделение: община стала распадаться на партии в зависимости от того, кто кем был крещен. Апостол вынужден был с помощью весьма красноречивых метафор объяснять, что у Церкви есть только одно Основании и один Строитель — Господь наш Иисус Христос, при этом само сопоставление Церкви и здания говорит о том, что в Церкви нет места индивидуализму, ведь и физическое здание — это неразрывное единство составных частей.
Далее апостол продолжает свою аналогию и перечисляет возможные для строительства материалы — золото, серебро, драгоценные камни, дерево, сено, солому — но все это, как бы дорого и надежно оно ни было, представляет собой вещественные, а потому и тленные, материалы. Единственное основание, которое никогда, никем и ничем не будет уничтожено — Христос. Поэтому любой из членов Церкви должен непрестанно задавать себе вопрос о том, как он участвует в созидании Церкви — Тела Христова и не пытается ли он Христа подменить чем-то иным, временным и тленным.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема