
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Если кто-то думает, что мегаполис — современное понятие, он глубоко ошибается. Слово «мега-полис» возникло еще в античной Греции и уже тогда обозначало густонаселенный город, насыщенный торговлей и вмещающий множество культур. В первом веке по Рождестве Христовом классическим мегаполисом Средиземноморья был, конечно же, Коринф. Занимая важное положение на перешейке между Эгейским и Ионическим морями, этот город контролировал торговлю своего региона и из года в год все больше богател.
В те времена в Римской империи ходила поговорка «не каждому плавать в Коринф». Смысл ее был очень прост — Коринф настолько дорогой город, что далеко не каждому будет по карману прожить в нем хотя бы один день. Тем не менее, именно в Коринф стремились люди со всех концов Римской империи и даже из-за ее пределов. В первом веке на улицах города кроме латыни можно было услышать греческую, сирийскую, галльскую, еврейскую и иную речь.
В первом веке благодаря горячей проповеди апостола Павла в античном мегаполисе возникла многолюдная христианская община, внутри которой после отъезда святого начался серьезный конфликт на национальной почве. Большую часть коринфских христиан составляли бывшие язычники — греки и римляне. Но, безусловно, важную роль играли и выходцы из иудаизма. Именно они подчас требовали, чтобы в христианской общине Коринфа соблюдались обычаи закона Моисея. Это вносило сильную напряженность в жизнь коринфской Церкви. Но значительно большим искушением было иное.
Евреи-христиане и христиане-выходцы из языческой среды постоянно находились в полемике со своими соотечественниками, не принявшими Христа. Христиан пытались убедить, что вера их является лживой. В качестве доказательства приводилась кончина Господа Иисуса Христа. Иудеи и язычники прямо говорили о том, что Сын Божий, Спаситель мира не мог бы умереть на кресте. Крестная казнь жителями Римской империи считалась самой жестокой и позорной одновременно. Через распятие на кресте, например, за 70 лет до Рождества Христова были умерщвлены шесть тысяч рабов — участников восстания Спартака. Апостол выразительно описал ситуацию такой фразой из послания: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». С греческого языка ее можно перевести еще и так — мы проповедуем Христа распятого, для иудеев скандал, а для греков-язычников — глупость.
Противники христианства в первом веке прямо говорили о том, что Сын Божий, посланный с Неба Царь мира, по определению не мог умереть через казнь, которая обычно доставалась грабителям и рабам. Апостол Павел не только не отрицал крестной смерти Спасителя, но в своем послании к Коринфянам прямо говорит о ее особом значении. Он подчеркивает — Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы избавить людей от власти греха и смерти, избавить при помощи телесной кончины и последующего воскресения.
Сын Божий избирает для встречи со смертью самый страшный и жестокий путь, чтобы показать людям, насколько Он возлюбил их. Крест Христа по своему величию превосходит все чудеса и всю мудрость этого мира. Ни иудейская, ни греческая цивилизации при всей своей развитости не могли дойти до мысли, что спасение людей будет совершено через позорную смерть на кресте. А потому многие эллины и иудеи отвергли Христа. Но, принимая кончину через страшные муки на кресте, Спаситель нашел отклик в сердцах иных людей, которые готовы были сочувствовать Ему и поверили в спасительность Его жертвы. Для таковых крест Спасителя перестал быть «скандалом» и «глупостью», но стал «Божией силой» и «Божией премудростью», а сами эти люди вошли в число «спасаемых» — то есть тех, кто почувствовал адресованную человечеству любовь Божию и принял её.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема