
1 Кор., 145 зач., X, 12-22.
Глава 10.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В школе самым любимым моим учителем был учитель труда. Суровый старик без двух пальцев на руке, мастер спорта по самбо. Ругал он нас по-всякому, но всегда по делу. Хвалил скупо. Но, несмотря на такую суровость, любили его ребята самозабвенно. Потому что чувствовали — нашему трудовику мы небезразличны. Каждого из нас он хотел сделать человеком.
Дорогого учителя давно уже нет в живых, но память о нем хранится в сердце. И это обстоятельство подсказывает, каким должно быть наше отношение к окружающим людям. Нет, не скупым на похвалу и, конечно, не наполненное упреками, а, в первую очередь, неравнодушным. Подобное неравнодушие в полной мере открывается нам при чтении первого послания апостола Павла к коринфским христианам. В течение своего проповеднического служения Павел основал много общин, но именно Коринфская церковь являлась, пожалуй, его любимым детищем. Не потому что, местные христиане были самыми умными или самыми благочестивыми. Вовсе нет. Таких своенравных и упрямых людей, как коринфяне, еще нужно было поискать.
Основанием для сердечного родства заключалось в следующем. Апостол Павел, прибыв в Коринф после неудачи, постигшей его в Афинах, полагал, что в этом городе даже не стоит начинать проповедовать. Настолько развращенной казалась ему атмосфера античного мегаполиса. Но произошло неожиданное. Во сне апостол получил от Бога прямое указание остаться в Коринфе и здесь ежедневно говорить людям о Евангелии. Павел послушался и стал свидетелем чуда. Казавшиеся ему гордыми и нецеломудренными коринфяне вдруг оказались усердными и отзывчивыми учениками.
Коринфская церковь начала увеличиваться в размерах день ото дня и вскоре стала одной из самых многочисленных в Средиземноморье. Конечно же, никакое доброе дело не проходит без искушений. Вот и христиан Коринфа постигли испытания после отъезда апостола Павла. Сначала бывшие иудеи стали спорить с бывшими язычниками — кто из них больший христианин. Затем местная церковь оказалась перед лицом еще одного испытания. Коринф был наполнен многочисленными языческими культами. На улицах города продавалась, а, бывало, и бесплатно раздавалась посвященная идолам еда. Одни христиане чурались подобной пищи, другие же спокойно её ели. В конце концов, внутри церкви по данному поводу разгорелся конфликт.
Уладить его смог апостол Павел при помощи своего первого послания к коринфянам. Святой со свойственной ему мудростью разделил проблему на несколько составляющих. Первое и главное, что отмечает апостол — никакие идолы, злые духи, демоны не властны над благочестивым христианином. Каждый искренне верующий во Христа, защищен благодатью крещения. Членам церкви идоложертвенная еда не способна навредить, потому что лишена какой-либо мистической составляющей.
При этом, апостол призывает коринфян всё же воздерживаться от посвященной языческим богам пищи. Но скорее по педагогической причине. Павел понимал, что недавно обратившиеся христиане могут через вкушение культовой еды постепенно вернутся к прежней жизни. Сначала отведают идоложертвенной еды, затем присоединятся к плохой компании, а после, поддавшись страстям, рухнут в пучину пороков. Апостол Павел напоминает читателям, что вкушение еды представляет собой не просто способ поддержания физических сил. Многое значит, с кем вместе мы принимаем пищу. Разделить хлеб с человеком означает показать, что ты этому человеку доверяешь и считаешь его своим.
Главное таинство Церкви — святая Евхаристия — также представляет собой общую трапезу, во время которой христиане делят общий стол с Самим Христом. Он и возглавляет трапезу, и подает на ней в пищу Свои Тело и Кровь. Святой Павел призывает коринфян не променивать Литургию на языческие трапезы. Сами по себе, повторюсь, данные застолья в мистическом смысле были пустыми, но могли смутить совесть как самого человека, так и окружающих. Потому апостол и призывает коринфян быть неравнодушными и по отношению к Богу, и по отношению к ближним.
Бога он призывает чтить и не отвергать его дары ради житейского комфорта. Ближних же Павел призывает беречь и не обижать, чтобы не нарушилось единство верующих. Это мудрое указание апостола не устарело с течением веков. Оно по-прежнему служит залогом для созидательной жизни внутри Церкви.
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема