
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 132 зач., IV, 17 - V, 5.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Иногда человек может настолько увлечься возвышенными идеями, что перестанет замечать происходящее вокруг него греховное нечестие. И речь сейчас не идёт о тех подвижниках, для которых, по слову апостола Павла, всё чисто, речь о том состоянии, при котором возвышенные устремления — не больше, чем дурманящая сознание фантазия, не имеющая своим основанием чистую совесть. Именно с такими фантазёрами вынужден был иметь дело апостол Павел в Коринфе, о них он написал в 4-й и 5-й главах своего Первого послания к Коринфянам, отрывок из которого звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 4.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Глава 5.
1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
К счастью, человек, который внимательно относится к собственной совести, не может утратить способности неприятно изумляться всякий раз, когда ему доводится слышать о грехе, тем более грехе тяжёлом. Именно по этой причине грехи предшествующих поколений для заботящегося о чистоте своего сердца человека отнюдь не отменяют того ужаса, который переживает такой человек тогда, когда он сталкивается в своей жизни с чем-то подобным. Пожалуй, мало кого не поразит история про сожительство молодого человека с его мачехой, хотя в этом грехе нет ничего нового, о таком сожительстве мы можем прочитать и в Новом Завете, в частности, в том самом отрывке Первого послания к коринфянам, который только что прозвучал.
Интересно, что самого апостола Павла изумлял не столько этот грех, а то, что коринфская христианская община никак не отреагировала на вопиющее беззаконие в её среде. Апостол в качестве причины такой поразительной нечувствительности видел гордыню, и в ней он обличал своих адресатов. Но какая может быть связь между гордыней и наплевательским отношением к греху? Для ответа на этот вопрос нам стоит вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника: «От гордости происходит забвение согрешений; а память о них есть ходатай смиренномудрия». Гордый попросту не видит греха, он ослеплён, а когда гордостью поражён не какой-то один человек, а целое сообщество, то оно становится слепым к грехам своих членов. Более того, такое сообщество может и оправдывать грехи, ведь по причине гордости ему крайне непросто признать, что в их среде есть те, кто низко пал.
Апостол Павел призывал христиан Коринфа очнуться от горделивого забытья и исторгнуть из своей среды тяжело согрешившего человека, при этом свою мысль апостол выразил в довольно странных словах: «Сделавшего такое дело [...] предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5:5). У преподобного Ефрема Сирина есть комментарий на эти апостольские слова, и его стоит процитировать: «Чтобы был отлучён от них и да предастся во власть дел своих, дабы прочие спаслись от погибели его. А если обратится он и совершит покаяние, то пусть опять примут его. Иначе, (т.е. если не покается), по отлучении его, да увещаваются другие, чтобы не подражали ему». Логика здесь такая: грех — особенно грех тяжёлый — ведёт человека к погибели, причём не какой-то сокровенной и невидимой посторонними, нет, к погибели, которую невозможно не заметить, хотя, конечно, проявлять себя она может очень по-разному, следовательно, сама жизнь тяжело согрешившего человека — лучшее свидетельство того, что от греха необходимо всеми силами воздерживаться. Апостол Павел предложил коринфянам, во-первых, увидеть и признать грех одного из членов их общины, а во-вторых, дистанцироваться от этого человека, изгнать его из своего собрания до момента принесения им покаяния, если же покаяния не будет, то гибель согрешившего должна стать назиданием для всех христиан.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема