1 Кор., 147 зач., X, 28 - XI, 7.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Рождение чего-то нового и по-настоящему ценного даётся обычно с огромным трудом. Ровно то же можно сказать и про древнехристианскую традицию. Церковь на раннем этапе своего существования проходила через различные кризисы. О двух из них идёт речь в отрывке из 10-й и 11-й глав первого послания апостола Павла к коринфянам. Данный текст читается сегодня во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
Глава 11.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
В прозвучавшем отрывке речь идёт о двух вызовах или искушениях, которые встали перед древней Церковью и предельно ярко проявили себя в жизни христианской общины Коринфа. Первое затруднение состояло в том, насколько христианство должно быть зависимо от предыдущей ветхозаветной традиции, внутри которой Церковь, как земное сообщество, зародилась и которому, безусловно, преемствовала. И если вопрос религиозного обрезания решился более-менее легко, то пищевой аспект оказался более проблематичным. Древние евреи (как и современные представители данной нации) следовали правилам кашрута — делили пищу на чистую и нечистую. Христиане в лице, прежде всего, апостола Павла от подобной условности решили отказаться, но столкнулись с щепетильным затруднением. А как поступать с едой, посвященной идолам?
Коринфская община чуть было в пух и прах не разругалась на почве именно еды. Некоторые местные христиане сами не ели пищи, посвящённой идолам, и за другими пристально следили — чтобы и они ничего такого не вкушали. Но были коринфяне (прежде всего, неимущие), которые не видели ничего зазорного в том, чтобы набрать идоложертвенных продуктов (которые раздавались на улице бесплатно), и с удовольствием всё это дело съесть. Апостол Павел видел, что тема еды служит камнем преткновения для жизни Коринфской церкви, и постарался как можно подробнее данную проблему осветить и, соответственно, снять.
Павел рассуждает так. Вся еда от Бога, а идолы — перед лицом Господа ничто. Но это не означает, что христианин может без каких-либо ограничений есть идоложертвенное. Ограничение всё же есть — это совесть ближнего. Никого не нужно искушать или вводить в смущение. Потому не нужно никого соблазнять своими поступками. Но и в ханжу превращаться не стоит. Потому, если у кого-то есть претензии к тем, кто берёт бесплатную, посвящённую идолам еду, пусть сам начнет что-то дома готовить и также бесплатно раздавать беднякам. А если таковой блюститель нравственности на подобное служение не готов, то пусть молчит и никого не осуждает.
Второй вопрос, который мучал Коринфскую церковь — вопрос половой. Местные христианки, вдохновленные словами Павла о том, что во Христе все равны — евреи и эллины, господа и рабы, мужчины и женщины — начали фактически помыкать мужьями, предъявлять им самые разные претензии. Требования касались как места женщин на богослужебных собраниях, так и внешнего вида. Некоторые жительницы Коринфа отказывались покрывать голову во время молитвы, демонстрируя своё равенство с мужчинами. Павел призывает читателей своего послания отказаться от пустых внешних жестов, а задуматься над тем, почему Господь сотворил нас разными — одних женщинами, а других мужчинами? И какое предназначение каждый из нас имеет? Если говорить о христианском отношении к теме полов, то стоит сразу отметить — обвинения в адрес Церкви, что она пропагандирует угнетение женщин, беспочвенны.
Апостол Павел указывает, что благодаря Христу упраздняется одно из следствий греха прародителей — насильственное подчинение женщины мужчине. Первичная гармония, существовавшая между Адамом и Евой, возвращается, но не упраздняется при этом разность полов. Которая ни в коем случае на подразумевает какой-то ущербности. Господь призывает нас к взаимному доверию и взаимной поддержке, чтобы внутри Церкви каждый из полов находился в гармонии и исполнял своё предназначение в соответствии с замыслом Божиим. Таким образом, Церковь благословляет равное человеческое достоинство мужчины и женщины, но выступает против революционного стремления установить искусственное равноправие, лишающее мужчину инициативности и решительности, а женщину — нежности и заботливости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.