
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является очевидным признаком духовного человека? Как определить, что я вступил на путь духовной жизни? И вообще, что такое духовность в христианском понимании? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 2-й и 3-й глав первого послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: || не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Только что прозвучавший отрывок состоит из двух частей. В первой апостол Павел рассуждает о том, как разительно реальность духовная отличается от реальности, которая доступна непосредственному человеческому восприятию. «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку», — цитирует он Писание, чтобы подчеркнуть свою мысль. Для нас, существ, живущих в трёхмерном пространстве и во времени, этот мир часто бывает недоступен. Единственный способ проникнуть в это таинственное измерение — принять Дух Божий. Или, как его ещё называет апостол, «ум Христов». Из слов Павла следует, что благодать Церкви открывает людям путь к этому новому состоянию. Однако не всякий верующий, церковный человек вошёл в него.
И во второй части отрывка апостол указывает на тот образ жизни, который ярко свидетельствует о том, что мы ещё даже не вступили на путь духовности. Это путь разногласий, раздоров и зависти. В частности, Павел указывает на раздор среди христиан Коринфа. Они разбились на партии и начали друг с другом жаркие споры касательно богословских проблем, которые не имели принципиального значения для жизни по вере. Каждому просто хотелось доказать свою правоту и реализовать свои амбиции. Всё это явный признак духовной недоразвитости. Вместо того, чтобы жить по-христиански, они предпочли враждовать друг с другом, прикрываясь именем Христа и авторитетом Его апостолов.
В этом кроется ответ на наш вопрос. Не может идти никакой речи о подлинной духовности, если мы преисполнены претензий и недовольств, которые часто перетекают в обиды, тяжбы и склоки с окружающими. Также обязательным признаком подлинной духовности не являются и какие-то особые состояния, которые мы принимаем за возвышенные. Разного рода экстазы и эйфория встречаются и у нехристианских мистиков. Единственным и неоспоримым показателем того, что я веду духовную жизнь в русле церковной традиции, являются мои действия по отношению к другому человеку. Признак духовной зрелости — моя способность на каждодневной основе исполнять евангельские заповеди. Ради Христа, вопреки собственным интересам, зачастую испытывая дискомфорт, а порой и внутреннее смятение, я проявляю милость и снисхождение к окружающим. Я становлюсь той точкой, которая объединяет вокруг себя людей с разными взглядами, настроениями и жизненным опытом. Подлинная духовность — это любовь Христова, которая выражается в моих конкретных действиях и открывает мне путь в иное измерение бытия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 103 зач., X, 1-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий человек знает, что христиане призваны к добродетельной жизни. Однако даже очень воцерковлённые люди не всегда понимают, какая из добродетелей позволяет сделать все остальные по-настоящему плодотворными. Очень ярко об этой добродетели говорится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Начиная христианскую жизнь и стремясь жить по заповедям, многие думают, что в добродетели невозможно переусердствовать. И действительно, может ли быть слишком много веры или слишком много целомудрия. Но вот недавно я разговорился с одним человеком о том, почему он не живёт христианской жизнью, не соблюдает заповеди, не участвует в таинствах и услышал необычный ответ: «Я верю, что Бог и так меня спасёт. Зачем что-то делать?» Почему-то мне кажется, что такую веру можно назвать чрезмерной. Подобным образом отцы древности говорили, что человек, который считает, что, вступив в брак, нельзя спастись, избыточествует целомудрием.
В сегодняшнем чтении апостол Павел делится с римскими христианами своим сердечным переживанием. Он очень любит свой народ, он молится о нём и очень скорбит о том, что многие из тех, с кем он разделял не только общую жизнь, но и общую надежду на пришествие Мессии, это самое пришествие, отрицают. И не только отрицают, но и самую суть жизни в завете понимают неправильно, делая ставку не на спасительную милость Божию, но лишь на свои собственные силы. Причём в их собственных Писаниях, например, у пророка Исаии, Бог Сам говорит, что станет искупителем за народ, который неспособен жить совершенной жизнью. Но иудеи как будто не видят этих слов и изо всех сил стараются заслужить перед Богам спасение собственными силами, стать праведными с помощью волевых усилий. Казалось бы, такая настроенность на соблюдение заповедей вполне может быть названа добродетелью. Однако в том-то и дело, что, зациклившись на собственной праведности, на самом деле недостижимой, они не дают Богу возможности действовать в их жизни. Ведомые скрытой гордостью, иудеи как будто бы хотят сказать Ему: «Господи, смотри, мы всё сделали, всё исполнили». Как будто бы Бог для них — это Тот, Кто дал им задание и ждёт их в конце пути, чтобы зафиксировать результат. Но для апостола Павла такое стремление к праведности не имеет очень важной черты — в нём нет рассудительности. Стремясь к добродетели, иудеи неразумно делают акцент на собственные силы. Для апостола же Бог во Христе — это не Тот, кто дал задание и ждёт в конце отчёта, но Тот, Кто проходит весь путь спасения вместе с нами. Он приглашает нас начать его, даёт силы пройти и готов всё время быть рядом. Самое поразительное, что Господь делает то, чего не может сделать никто другой. Он снисходит за людьми в преисподнюю, чтобы, воскреснув из мёртвых, открыть и нам путь спасения. Нам же стоит быть рассудительными, потому что именно эта добродетель помогает плодотворно пройти путь, в котором соединяется наше собственное устремление к праведности и исповедание Христа — Спасителем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Творчество Валериана Муравьева»

Гость программы — Анастасия Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, главный библиотекарь московской библиотеки № 180 имени Н. Ф. Федорова.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Поддержим ремонт гуманитарного склада в Братске, где получают помощь мамы и дети

В городе Братске Иркутской области вот уже 7 лет работает Кризисный центр «Колыбель» — проект Братской епархии Русской Православной церкви. Здесь помогают будущим мамам и женщинам с детьми, которые находятся в сложной ситуации. Им передают продукты, нужные вещи и при необходимости размещают в приюте, он действует на базе центра.
Однажды сюда из деревни приехала Оксана вместе с детьми. Ей пришлось уйти из дома и забрать с собой четверых ребятишек, поскольку супруг проявлял по отношению к ним жестокость. Первым делом сотрудники центра «Колыбель» предоставили семье кров и всё, что нужно для жизни. Мама и дети почувствовали себя в безопасности и теперь могли спокойно спать по ночам. «Какое же это счастье засыпать и ничего не бояться!», — признаётся Оксана.
В дальнейшем семье предоставили психологическую и юридическую поддержку. Старших детей устроили в городскую школу, а младших — в детский сад. Также при участии духовника центра — священника Михаила — Оксана вместе с ребятишками стала приобщаться к вере, ходить на службы в храм.
Сейчас Оксана и дети налаживают новую, самостоятельную жизнь в Братске. А Кризисный центр «Колыбель» по-прежнему остаётся рядом и при необходимости оказывает им продуктовую и вещевую поддержку.
Каждый день на склад гуманитарной помощи центра за всем необходимым приходят десятки женщин, попавших в беду. Для них это место — надёжная опора.
Сейчас помещение склада нуждается в ремонте. Своими силами сотрудники центра «Колыбель» приведут в порядок стены и потолок. А вот в замене пола и покупке стройматериалов им необходима помощь.
Контактный номер: +7 (924) 600-13-94
Помочь можно по реквизитам:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПОМОЩИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА «КОЛЫБЕЛЬ»
665776, Иркутская область, г.Братск, ж.р. Осиновка, ул. Спортивная, 6в.
ИНН 3805733687
КПП 380501001
ОГРН 1193850006085
Р/с 40703810318350001445
БАЙКАЛЬСКИЙ Б
АНК ПАО СБЕРБАНК
К/с 30101810900000000607
БИК 042520607
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов