
Апостол Павел
1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Первый век существования Церкви был ознаменован большим количеством духовных даров среди последователей Господа Иисуса. Сначала возможность говорить на иных языках, пророчествовать о будущем, исцелять болезни имели апостолы, ближайшие ученики Спасителя. Затем чудесные дары распространились среди всех христиан. Но не всегда это имело положительный характер. Во всяком случае, так утверждает апостол Павел в своем первом послании к коринфянам. Отрывок из 14-й главы послания читается сегодня во время утреннего богослужения.
Глава 14.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Духовные дары были даны апостолам в день Пятидесятницы, когда на них в виде языков пламени сошёл Святой Дух. Затем удивительные духовные дарования распространились по всей Церкви. Уже не только апостолы, но и все христиане оказались способны свидетельствовать о своей вере перед иудеями и язычниками при помощи чудесных возможностей, дарованных им Богом. Многие нехристиане той эпохи были изумлены духовными дарованиями последователей Христа и, как следствие, стремились принять крещение.
Впрочем, некоторых в христианстве интересовали именно чудеса, а не возможность в корне изменить свою жизнь. Характерным примером поведения таких людей стал Симон Волхв — палестинский маг, современник апостолов, желавший за деньги приобрести у них способность совершать чудеса. В честь Симона Волхва впоследствии Церковью был назван великий грех — «симония», то есть стремление получить благодать за деньги. Симон Волхв, получив от апостолов отказ, так и не принял крещения, остался за границей Церкви.
Однако среди христиан стали появляться те, кто начал, подобно Симону, воспринимать чудесные духовные дарования не как средство миссии, а как самоценную вещь. Например, в Коринфской церкви в первом веке укрепилось убеждение, что благодатная способность мгновенно изучить и начать говорить на иных языках, не есть практическое вспомоществование в христианской миссии, а яркий показатель так сказать «духовности» человека. О таких людях в первом послании к коринфянам и говорит апостол Павел.
Коринфская община христиан для апостола Павла была одной из наиболее дорогих среди тех, что были основаны им на территории Римской империи. С одной стороны, коринфяне радовали Павла своим горячим стремлением верить во Христа. С другой стороны, эмоциональность христиан Коринфа нередко становилась причиной различных проблем. Например, коринфяне любили соревноваться друг с другом в духовности. Собираясь на совместную молитву, каждый из христиан Коринфа стремился показать свои духовные дарования.
Любимым средством для этого стала демонстрация благодатной способности говорить на иных языках. Многие коринфяне, как и апостолы в день Пятидесятницы, получили от Бога дар мгновенно узнавать языки других народов. Но в отличие от апостолов, которые отправились проповедовать Христа людям, наречие которых они усвоили, коринфяне оставались в своём городе. Говорение на иных языках стало для них способом выделиться из среды.
Апостол Павел обличает и такое отношение к духовному дару, и в целом нездоровое стремление некоторых коринфян возвыситься над братьями по вере. Павел отмечает, что нехристианин, попав на молитвенное собрание, где говорят на иных языках, воспримет это не как проявление духовного дара, а как странное поведение. Поэтому апостол призывает читателей своего послания ответственно относиться к духовным дарованиям и применять их разумно, уместно по отношению ко времени и обстоятельствам. Этот совет ценен и для современных православных христиан. Ведь значительно сильнее украшают человека не способности творить чудеса, а прежде всего, скромность, доброта и терпение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
21 декабря. О монастыре основанном преподобным Кириллом Челмогорским
Сегодня 21 декабря. День памяти преподобного Кирилла Челмогорского, жившего в четырнадцатом веке.
Об основанном им монастыре — протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 декабря. О Боге как Творце и Вседержителе
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Боге: «Всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».
О Боге как Творце и Вседержителе — протоиерей Максим Первозванский.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 декабря. О пророчествах о Христе в Ветхом завете
В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Вот то, о чём Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах».
О пророчествах о Христе в Ветхом завете — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема











