Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Мозаика

1 Кор., 125 зач., I, 18-24

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, у каждого из нас бывала ситуация, когда надо было сделать выбор между несколькими вариантами — среди которых есть и лёгкие, и неоднозначные, и однозначно тяжёлые. То, что и как мы выбираем — в итоге нас формирует как личности.

Сегодня, в день празднования Изнесения древ Честнаго и Животворящего Креста в храмах звучат слова из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам — где даётся очень важный ответ на вопрос, какой же вариант лучше всего выбирать — и почему. Давайте послушаем.

Глава 1.

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.

19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 

23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 

24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

В чём же заключается «сила» и «премудрость» слова о Кресте, о котором сегодня и говорит нам апостол Павел? Сила в том, что Крест как символ жертвы лежит в основе всего бытия – или, как в своё время говорил священник Павел Флоренский, «мир сотворён Крестом». Премудрость – до которой так и не смогли дойти никакие языческие мудрецы – в парадоксальности «работы» этого «принципа Креста» в жизни: только отдавая, мы на самом деле обретаем; только символически «умирая», мы начинаем «оживать», только сораспинаясь Христу, мы получаем залог воскресения и вечной жизни.

Дерзну озвучить мысль, которая, как мне кажется, может показаться очень провокативной: основополагающий принцип духовной жизни христианина в чём-то перекликается с принципом пустоты у Чжуан Цзы. Свой духовный путь человек начинает не с «наполнения» себя чем бы то ни было – даже самыми добрейшими делами и качествами – а с… опустошения: в первую очередь человек должен «стать ёмким», а разве можно стать ёмким, когда ты до краёв наполнен своим собственным и очень дорогим содержимым? Но чтобы «опустошиться» – надо преодолеть себя. Как говорит псалмопевец, прежде чем «сотворить благо» – необходимо «уклониться от зла» – или, другими словами, «опустошить» себя.

Но при чём же здесь Крест, спросите вы? Дело в том, что всё, чем, как правило, наполнен наш внутренний мир, имеет на себе своего рода «печать» нашей самости. С одной стороны, каждый наш выбор – это «шаг самоидентификации», через который мы осознаём и опознаём самих себя. Но с другой – именно эти совершённые выборы становится в нас рамками, пределами, ограничениями – которые могут в определённый момент оказаться непреодолимой преградой между нами и Творцом. Чтобы этого не произошло, апостол призывает нас при выборе того, что мы хотим впустить внутрь, внимательно проверять на наличие иной, Христовой, точнее, «Крестовой», печати: и если она на самом деле есть, тогда можно уже не опасаться и смело принимать.

Но как же распознать эту «Христову печать»? Ответ лежит на поверхности: соответствие Евангелию, его принципам и ценностям. Евангелию противостоят «законы мира сего», которые кратко можно свести к трем принципам: утилитарность, эгоцентризм и потребительство. При евангельском подходе утилитарности противостоит духовная мудрость, эгоцентризму – жизнь по вере, потребительству – служение. Если мы научимся к любому явлению нашей жизни прилагать эти маркеры, нам будет гораздо легче понять, на самом ли деле, принимая то или иное решение, мы кладем крепкий кирпичик в основание дома души?

Христос приглашает нас опустошить себя от нашего мнимого «Эго» – чтобы дать простор Ему Самому действовать в нас. И что самое удивительное – это «опустошение» – вовсе не тождественно «капитуляции» личности перед более сильным и могущественным Богом, или «самоуничтожению» себя как личности. Такое представление может возникнуть только при самом поверхностном, первом взгляде. На практике, христианин снова и снова убеждается в том, что только при свете, исходящем от Христа, расцветает всё то лучшее, что у нас на самом деле есть внутри, а дурное, случайное, наносное – рассеивается, как дым.

Да, неудивительно, что с точки зрения логики человека «мира сего» поведение христианина покажется безумием и слабостью. И это – самая отличная печать того, что мы – Христовы, что в Его Уязвимости и Слабости на Кресте – сокрыта самая главная сила Жизни, только Которая и смогла разрушить и ад, и всю власть диавола!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем