1 Кор., 131 зач., IV, 9-16

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов.
Как часто сегодня приходится слышать слово «безотцовщина» — болезненный симптом современности! Какие только объяснения этому феномену ни предлагаются — однако на поверку ни одно из них не оказывается способным однозначно ответить на вопрос, что именно сломалось во внутреннем мире мужчин, после чего и стала возможным безотцовщина как таковая.
В сегодняшнем чтении из первого послания апостола Павла к Коринфянам, это 4-я глава, нам предлагается неожиданный ответ на проблему безотцовщины.
Глава 4.
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Ключ к проблеме безотцовщины — в последних словах чтения: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». Только в устремленности к личности Христа Спасителя мужчина может обрести свою целостность и достоинство — причём именно как отца, вождя семьи, ответственного за то, что в ней происходит. Почему? Да потому, что институт семьи Богом был создан как пространство гарантированного и постоянного напряжения между противоположными полюсами — мужским и женским — где мужское прежде всего проявляется в устремлённости от «дольнего» к «горнему», от земного к небесному, а женское — в способности вбирать в себя этот незатухающий импульс и распространять его волнами вокруг себя — в детях, в семье, в обществе. Мужчина — «вертикалит» бытие, придаёт ему смыслы, содержание, преодолевает изначальную стихийность и необузданность. Поэтому отказ или игнорирование мужчиной своего призвания — сродни душевному самоубийству, самоуничтожению. Женщина — рядом с мужчиной — «горизонталит» жизнь, обеспечивает её устойчивость и прочность, становится сильнейшим резонатором того Духа, Который и ведёт мужчину по жизни. Если только ведёт на самом деле — а не мучительно волочит упирающегося самодура.
Апостол Павел, предлагая своим последователям постоянно смотреть на Христа как образ подлинного отцовства, утверждает простую истину: никакой мужчина не сможет «просто существовать» без высшей цели — он неизбежно начнёт загнивать изнутри, и эту всё поглощающую рану будет пытаться заливать алкоголем, развратом, развлечениями, праздностью или, напротив, уходом с головой в различного рода доказательства окружающим, что он — не такой, как о нём думают. Но всё это — одно и то же бегство, попытка утвердить свою самость вопреки Божественному замыслу. Без сомнения, и это бегство будет сопровождаться определённым «искрением» — которое кому-то может показаться горением — но на деле эти искры — пустые, они ни света, ни тепла дать не могут.
Настоящий мужчина не может не рожать — как это парадоксально ни прозвучит. Не только детей, любой реальный продукт его творческого усилия, его будничной работы, или исполнение заветной цели — всё это — его дети. Которые рождаются не в удовольствии, а в боли, страдании, преодолении себя. Но рождая от себя — человек и сам «рождается»: зачав ребёнка и бросив, мужчина не станет отцом — даже если формально будет таковым.
«Рождение во Христе благовествованием», о котором говорит апостол Павел — имеет не только собственно религиозное измерение. Сам по себе факт рождения — это ключевое событие бытия, разрешение его «обременённости» зародышем. Но если мужчина пуст, «стерилен» — то есть бесплоден — тем самым он обрекает себя не только на бездетность в самом широком смысле слова, но и лишает себя той единственной опоры, только оперевшись на которую и можно раскрыть всю красоту и мощь настоящей мужественности!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 05.12.2025». Алена Рыпова, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Чудесные события в жизни;
— Новое видео журнала «Фома» «Вся суть христианства за 22 минуты»;
— Отношение современных молодых людей к русской фольклорной музыке;
— Волонтерство сегодня, Патриаршая гуманитарная миссия.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема











