
Апостол Павел
1 Кор., 147 зач., Х, 28 - ХI, 7

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Величайший дар, который Христос принёс человечеству, — это свобода. Нередко свободу понимают, как вседозволенность. Я свободен, когда мои права никто не ограничивает. Об этой ли свободе говорит христианство? Ответ на данный вопрос предлагает тот отрывок из 10 и 11 глав первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
Глава 11.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
На первый взгляд может показаться, что отрывок, который мы только что услышали содержит в себе две никак друг с другом не связанных рекомендации. В первом случае апостол говорит о том, как относиться к идоложертвенному, во втором — даёт советы, касающиеся внешнего вида верующих в молитвенном собрании. Однако, если разобраться, оба отрывка говорят о том, как своим поведением не повредить единству Церкви.
Начинает Павел со слов «Господня земля, и что наполняет её». То есть в этом мире нет ничего скверного. Даже если пища куплена у язычника, и он посвятил её своим богам, то можно смело во славу Божию употреблять её в пищу без всяких расследований. Однако, если кто-то скажет вам намеренно, что это идоложертвенное, то лучше к такой пище не притрагиваться. Причина в том, что если тебе это сказал язычник, то возможно, он таким образом хочет сделать тебя участником языческого обряда. Если это сказал христианин, то он может испытать смущение от того, что для него вкушать идоложертвенное непозволительно. В обоих случаях можно нанести ближнему ущерб своим поведением. У первого может возникнуть слишком легкомысленное отношение ко Христу, Которого он будет воспринимать просто как ещё одного из множества богов. У второго можно вызвать неприязнь и нежелание общаться, что чревато претензиями и даже расколом церковного общества.
Что касается ношения женщиной головного убора на голове во время богослужения, то этот совет напрямую связан с социальной обстановкой той эпохи. Общество было патриархальным. Женщина занимала второстепенное положение относительно мужчины. Кроме того, традиция подчёркивает, что Богу от лица общины предстоит именно мужчина. Но даже не это главное. Дело в том, что город Коринф славился своей безнравственностью. С непокрытой головой и распущенными волосами ходили блудницы. Это был знак вседозволенности, он демонстрировал непокорность закону, как человеческому, так и божественному. Своеобразный манифест свободы, которая на самом деле являлась банальной распущенностью. Чтобы не вызывать подобные ассоциации у верующих, апостол призывает женщин носить на голове покрывало.
Итак, что мы видим? В обоих случаях апостол призывает мудро пользоваться той свободой, которая дарована нам Христом. Оказывается, свобода — это не вседозволенность. Выше свободы всегда должна стоять деятельная забота о ближнем. Начинается она с того, что я чётко осознаю, что многие действия, которые мне кажутся приемлемыми и которые объективно могут быть таковыми в глазах Бога, способны нанести рану совести другого человека. У него могут появиться сомнения и смущения. Может сформироваться неверное представление о том, как идти ко Христу. В итоге моё легкомыслие и жизнь по принципу «всегда выбирай себя», может привести даже к нарушению церковного единства. Поэтому Павел предупреждает, чтобы мы, отстаивая свои права, не становились камнем преткновения для других людей. Ведь в итоге я свободен не тогда, когда меня никто и ни в чём не ограничивает. Свобода — это живой опыт пребывания в Боге, опыт душевного мира и сердечного покоя, которые я могу переживать даже в весьма стеснённых обстоятельствах. И это опыт, который я получаю лишь в том случае, когда больше думаю не о себе, но о том, какую пользу могу принести тем, кто меня окружает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



