1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избавиться от недостатков, которые мешают нам полноценно общаться с Богом? Как получить Его благодать и суметь удержать её в себе? Ответ на этот вопрос слышим в том отрывке из 9-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
Священники, которые служили в иерусалимском храме, имели стабильный доход благодаря тому, что совершали религиозные обряды. Зачастую они питались от жертвенника. То есть брали определённую часть жертвенного мяса или других продуктов питания, которые люди посвящали Богу. Однако сам Павел отказывается от того, чтобы его содержала Церковь. Он предпочитает проповедовать безвозмездно. Кормить себя своими руками. Как мы помним, он шил палатки и так зарабатывал себе на жизнь. Почему же он отказывается от общепринятого правила, которое, кстати, сам не порицает и считает нормой? Во-первых, он знает, что нередко многие иудейские священники становились слишком корыстны, зная, что за совершение обряда им положено вознаграждение. Есть риск, что служение Богу и людям превратится исключительно в механическое исполнение ритуала. Во-вторых, так Павел сохранял свою независимость от людей. Он мог говорить им то, что считал нужным, не опасаясь, что его лишат награды. Но, пожалуй, самое главное, Павел ощутил на себе действие важного духовного закона: когда речь идет о благовестии Евангелия, Господь обильно наполняет душу благодатью тогда, когда мы безвозмездно отдаём.
Это не означает, что человек должен трудиться даром. Павел предлагает максиму христианской жизни, к которой мы должны стремиться. Если хочешь, чтобы благодать не иссякала и ещё больше наполняла твоё сердце, — научись постоянно отдавать. Нечто подобное мы видим в отношении материальных вещей. Говорят, через руки праведного Иоанна Кронштадтского проходили огромные суммы пожертвований. Люди, в благодарность за его служение и видя его бескорыстие, приносили ему большие деньги. Однако они никогда не задерживались у святого. Он сразу же передавал их нуждающимся. Поэтому и помощь никогда не иссякала.
То же самое и с внутренним состоянием. Благодать похожа на чистый горный источник, который Бог открывает в душе человека. Если мы начинаем в своей духовной жизни зацикливаться на себе, сводим всю её единственно к борьбе со своими недостатками, то есть чрезмерно концентрируемся на процессе личного совершенствования и перестаём думать об окружающих, на пути этого ручья образуется затор. Чистая, прохладная вода постепенно превращается в затхлую лужу, а потом и в болото. Так работает наш эгоизм. Всё для себя, говорит он нам. Причащаюсь, исповедуюсь, читаю молитвы, хожу в храм, держу пост — всё для себя. Чтобы стать беленьким, пушистым, чтобы Бог меня принял и мне было внутри хорошо. А люди — это лишь препятствие на пути моего духовного роста. Через них зачастую одни искушения и скорби. Вот она логика религиозного эгоиста. Апостол Павел предлагает иной путь. Для того, чтобы Дух Божий действовал в человеке, он должен думать не только о том, чтобы было хорошо мне. Он должен отдавать то, что приобрёл, другим. Ведь христианство — это жизнь по образу Бога. А Бог — это непрестанное общение Отца, Сына и Святого Духа. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, это круговорот любви. Работа над собой всего лишь помогает мне подготовить душу к принятию благодати. Но не для того, чтобы хранить её в тёмном чулане и чахнуть над ней, как Кощей над златом. А для того, чтобы наполнить этой благодатью свои мысли, чувства, слова и поступки и отдать тем, кто рядом. Чем больше отдаю, тем больше Бог наполняет меня. Перестал отдавать, замкнулся на себе, всё, всё внутри покрывается плесенью. Поэтому апостол и говорит: «Горе мне, если не благовествую».
Итак, спросим себя: какова цель нашей духовной жизни? Ради чего мы так усердно работаем над собой и участвуем в церковных обрядах? Если лишь для того, чтобы нам было хорошо на душе, — рискуем всю жизнь просидеть в своем болоте, разглядывая свои недостатки. Лишь в том случае, если все свои силы мы направляем на Евангельское служение ближним, Бог в изобилии даёт нам Свою благодать. Она выжигает в нас то скверное, что препятствует нам нести это служение. Она умножает наши таланты, чтобы мы отдавали ещё больше и ещё больше исполнялись Божественным светом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как смайлики в письменной речи воздействуют на собеседника
С повседневным использованием интернета и соцсетей письменное общение постоянно видоизменяется. Игнорируются знаки препинания, предложения отправляются по частям, а не целиком, часто используются сокращения. И одним из важных инструментов интернет общения стали эмодзи, или смайлики.
Многие из нас не представляют себе переписку без этих эмоциональных помощников. Давайте же обсудим, насколько настроение беседы зависит от пиктограмм, то есть картинок-символов.
Предлагаю эксперимент. Представьте, что собеседник пишет вам такое сообщение: «Привет, ты можешь сегодня приехать ровно к восьми часам?» А теперь мысленно подставьте к этому нейтральному сообщению несколько эмодзи по очереди. Сначала смайлик с улыбкой, затем смайлик со сложенными просящими ладонями, а после — недовольный. Скажите, менялось ли ваше настроение от чтения сообщения с разными пиктограммами? Думаю, что большинство из вас скажет, что от смайлика зависит отношение как к сообщению, так и к его автору.
Я знаю людей, которые эмоционально реагируют на грустный смайлик и испытывают психологический дискомфорт. Они даже считают употребление таких эмодзи недопустимым в общении, поскольку это оказывает ментальное давление.
В общем можно сказать, что смайлики — это не просто знаки, а современный универсальный инструмент общения, и использовать его нужно аккуратно. Например, старайтесь не использовать слишком эмоциональные пиктограммы с малознакомыми людьми.
А также стоит подумать и о количестве эмодзи в вашей переписке. Переизбыток смайликов может досаждать собеседнику и отвлекать от смысла сообщения.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как язык воздействует на память. Что мы запоминаем и почему
От строения фразы зависит, что и как мы запоминаем. Это в ходе исследования предположили ученые-антропологи и лингвисты. Есть языки, такие, как английский, в которых основная часть стоит в начале, а потом идет сопутствующая информация. И тогда лучше запоминаются первые слова фразы.
А в других языковых системах основная информация вынесена в конец фразы. И носители данных языков, например, японцы, более эффективно запомнят то, что стоит в конце предложения.
О чем это говорит? О том, что наша память работает, исходя из особенностей языка. Мы запоминаем что-то лучше, а что-то хуже не всегда по собственному желанию, а из-за строения речи.
Но есть и универсальные свойства памяти. Лучше запоминается то, что мы видим. Поэтому нас с детства призывают читать книги, поскольку так наш мозг усваивает грамотное строение слов и предложений. Впоследствии, при написании текстов, у нас срабатывает языковая память. Изображения же помогают запомнить общую информацию, сюжет, контекст, поэтому детям и взрослым так нравится смотреть кино и видео.
И еще немного о памяти. В ходе многих научных экспериментов доказано, что лучше всего запоминаешь, когда проговариваешь усвоенные знания вслух. Если вы хотите уложить в память информацию, начните ею делиться с близкими: например, расскажите ребёнку о том, что вы узнали. Так он расширит свой кругозор, а вы потренируете память.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Коммуникация с собой: полезна ли самокритика?
Приятно поговорить с умным человеком, особенно когда этот человек— ты сам. А если серьезно, то все мы много раз слышали словосочетание «внутренний монолог». А ведь есть еще и внутренний диалог. Ученые утверждают, что мы постоянно ведем разговор с самим собой. Отмечаем, что с нами происходит, перерабатываем опыт.
А также занимаемся самокритикой. И здесь очень важно, какие слова мы говорим себе, как относимся к собственным ошибкам или, наоборот, достижениям.
Многие из нас слишком эмоционально сокрушаются о недочетах. «Ах, я растяпа, ах, я неуч» и так далее. Часто мы раним себя грубым словом вместо того, чтобы спокойно проанализировать проблему и найти решение.
Внутренний, как и внешний, диалог нужно вести уважительно: наша задача не унизить себя, а постараться увидеть пути исправления недостатков.
Например, вы можете сказать себе: «Да, я допустил ошибку, но я ее исправлю». Или: «Не всё потеряно, я еще успею сделать всё как надо».
Иногда конструктивному внутреннему диалогу помогает такой метод: вы составляете два списка — в один включаете дела, которые требуют повышенного внимания, а в другой — те, что у вас хорошо получились. Назовите его, например, «Удачные проекты». Постепенно исправляя недочёты, вы перенесёте все ваши дела в один список свершений. И тогда вы наглядно увидите, что самокритика принесла хорошие плоды.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова