1 Сол., 263 зач., I, 6-10.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, 7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному 10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Чтобы понять сегодняшний отрывок апостольского послания, нам надо обратиться к рассказу из 17-й главы книги Деяний святых апостолов, который повествует об основании церковной общины в Фессалониках. Основал ее автор услышанного нами отрывка — апостол Павел — во время своего второго миссионерского путешествия. В книге Деяний ясно сказано, что первым и основным местом апостольской проповеди была иудейская синагога. Именно в ней Павел три субботы подряд ссылаясь на Ветхий Завет говорил о Христе как о Том, о Ком повествует Писание. Но лишь немногие из этих людей присоединились к христианской общине, тогда как «как из Еллинов, чтущих Бога», присоединилось «великое множество». Проповедь апостола возымела свое действие главным образом на бывших язычников, тогда как главная целевая аудитория — иудеи — осталась при своем мнении, и ссылки на Священное Писание не смогли их переубедить. Они попытались предать Павла и его спутников суду как уже широко известных возмутителей спокойствия, но ничего не вышло. После этого инцидента апостол Павел отправился дальше, а христианская община Фессалоник начала жить своей жизнью, которая, как мы сегодня услышали, не была безоблачной. В самом городе еще во время пребывания в нем апостола началось ощутимое противостояние между теми, кто ему поверил и теми, кто счел это для себя невозможным. Можно предположить, что раз самого апостола после трех суббот проповеди попытались привлечь к уголовной ответственности, то и его последователей из числа простых граждан ждала схожая участь. Но за апостола было кому заступиться, и он смог уйти, а христиане Фессалоник остались, и им пришлось жить под гнетом ненависти со стороны неуверовавших иудеев. Что это было на практике — можно лишь гадать с той или иной степенью достоверности. Важно здесь то, что сама ситуация в городе была неблагоприятной, но несмотря на это верующие Фессалоник удостаиваются похвалы от апостола. Не столько за свою веру, сколько за их миссионерский, то есть истинно христианский, образ жизни. А кроме этого, они всячески старались участвовать в помощи другим общинам, которые нуждались в материальной поддержке. В Фессалониках проявила себя та любопытная закономерность, которую можно наблюдать и сегодня: щедрость и участие в нуждах других не связаны с собственным благополучием, они — следствие принятие евангельского слова Христа с радостью Духа Святого, зачастую такое принятие сопровождается скорбными внешними обстоятельствами. Условия тотального благополучия, безопасности и сытости отнюдь не способствуют принятию Евангелия. На это обстоятельство указывает ранняя христианская история: на неблагополучных, но радостных и бодрых христиан Фессалоник указывает апостол Павел в своем послании к относительно довольным, сытым и обеспеченным христианам Коринфа, когда уговаривает их оказать материальную помощь нуждающимся общинам: «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия» (2 Кор. 8:2).
23 апреля. О грехе гордыни
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех».
О грехе гордыни, — священник Захарий Савельев.
23 апреля. О творчестве Уильяма Шекспира
Сегодня 23 апреля. В этот день в 1564 году родился английский поэт и драматург Уильям Шекспир.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
Испанская икона Божией Матери в Суздале
Испанский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Панахранта, что переводится с греческого языка как Всемилостивая. Богоматерь изображена восседающей на престоле. Она царствует во Вселенной, подавая милость всем, кто на Неё уповает. Икона прославилась в восьмом веке. Помолившись перед ней, испанцы победили арабов в битве при деревне Ковадонга на севере Пиренейского полуострова. Так было положено начало реконкисты — возвращения христианами земель, которые захватили мусульмане.
Первообраз Испанской иконы не сохранился, но его многочисленные списки распространились далеко за пределы Пиринеев. Они появились в Византии, а затем и в России. Одна из копий была выполнена в Суздале в конце семнадцатого века. У неё есть одно существенное отличие от оригинала. У ног Царицы Небесной изображён коленопреклонённый человек в простой одежде. Персонаж держит в руках башмачок Пречистой Девы.
Сюжет иконы разъясняется в тексте, который помещён на полях, в фигурной рамке в левом нижнем углу. Там описано одно из чудес, явленных Богородицей от Испанской иконы. По преданию, оно произошло в те времена, когда образ хранился в храме в деревне Ковадонга. В церковь зашёл нищий. Он опустился на колени перед образом Небесной Заступницы и со слезами рассказал Ей о своей горькой участи. И Божия Матерь откликнулась. Она сбросила на руки страждущему свой золотой башмачок.
Бедняк поспешил на ярмарку, чтобы продать подарок Царицы Небесной и купить себе еду. А торговцы решили, что он украл драгоценность! Нищего арестовали и приговорили к казни. Перед смертью несчастный попросил разрешения в последний раз помолиться в церкви у Испанской иконы. Ему позволили. И как только он вознёс молитвы, Божия Матерь сбросила с ноги свой второй башмачок. Так люди убедились, что нищий ни в чём не виноват!
Русские иконописцы отобразили это предание на Испанской иконе Богородицы в 1686 году по заказу Суздальского митрополита Илариона. Образ поместили в Покровском соборе одноимённого монастыря в Суздале. Святыня украшала иконостас слева от Царских врат. После революции 1917 года Испанская икона стала экспонатом музея-заповедника. Сегодня она хранится в Крестовой палате Архиерейского дома, на территории Суздальского кремля.
Все выпуски программы Небесная Заступница