
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В представлении иудеев времён апостола Павла всё время человеческой истории делилось на два больших периода, век нынешний и век грядущий, будущий. Век нынешний — время несправедливости, скорбей и страданий. Век грядущий — золотое, блаженное время, когда всё зло исчезнет и всем будет править Бог. Между этими двумя эпохами и находится День Господень, о котором мы слышим в сегодняшнем отрывке. Этот момент перехода от одного состояния мира к другому — точка кризиса. В День Господень старое будет разбито вдребезги, чтобы уступить место новому.
В Ветхом Завете мы встречаем множество описаний этого события. Из них мы узнаём его основные характеристики. День Господень придёт внезапно. Он будет сопровождаться разного рода катаклизмами и катастрофами вселенского масштаба, в результате которых ветхий мир будет разрушен до своих оснований. Ну и, конечно же, это будет время суда Божия над человечеством и над всем, что оно сотворило. В христианской традиции это время вмешательства Бога в историю. День Господень начинает отождествляться со Вторым Пришествием Христа.
Когда это случится, никто не знает. Сам Спаситель в Евангелии не раз упоминает об этом событии, отмечая, что времена и сроки, когда это произойдёт, знает только Его небесный Отец. Именно об этом и говорит сегодня апостол Павел. Он проповедует внезапность Второго Пришествия, используя образ вора, который тихо и незаметно пробирается в дом тёмной ночью, в тот момент, когда все спят. Однако, по словам апостола, это не повод для того, чтобы нас это событие застало врасплох. Внезапным этот день будет лишь для тех, кто живёт во тьме греха. Если человек хранит в себе свет Евангелия, он духовно бодрствует. Поэтому приход этого Дня не станет для него неожиданностью. Для него Второе Пришествие Христа будет не моментом ужасного потрясения и кризиса, а моментом долгожданной, ожидаемой, радостной встречи. Всё это касается и того момента, когда наш земной путь подойдёт к концу. Это наш персональный День Господень, наше персональное Второе Пришествие.
Когда родственники одного умирающего собрались вокруг его кровати, чтобы поддержать его в последние минуты жизни, он спокойно ответил им: «не плачьте, я крыл крышу моего дома, когда погода была тёплой». То есть я всеми силами готовился к этому страшному моменту. Именно эту мысль хочет донести до нас сегодня апостол. Мы не знаем, когда случится Второе Пришествие, мы не знаем, когда перейдём от жизни к смерти, не знаем, когда придёт наш момент покинуть эту жизнь, но мы определённо знаем, что эта встреча состоится. И для каждого из нас она начнётся с нашего личного Дня Господня. Как говорит апостол Павел в одном из посланий: «человеку однажды положено умереть, а потом суд». А потому у нас нет времени оставлять принципиально важные вещи на последний момент своей жизни. Разумный студент будет готовиться к экзамену заранее. Глаза человека, который долгое время провёл под землёй, без солнечного света, неизбежно испытают боль, когда он выйдет на поверхность. Так и здесь. Чтобы свет Дня Господня не ослепил нас, нужно привыкать к нему постепенно. Готовить свою душу тщательным и регулярным исполнением заповедей Евангелия. Лишь так шаг за шагом во время земной жизни, впуская в свою душу Христа, мы сможем с радостью ощутить Его всеобъемлющее присутствие в День нашей с Ним встречи лицом к лицу.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов