1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В представлении иудеев времён апостола Павла всё время человеческой истории делилось на два больших периода, век нынешний и век грядущий, будущий. Век нынешний — время несправедливости, скорбей и страданий. Век грядущий — золотое, блаженное время, когда всё зло исчезнет и всем будет править Бог. Между этими двумя эпохами и находится День Господень, о котором мы слышим в сегодняшнем отрывке. Этот момент перехода от одного состояния мира к другому — точка кризиса. В День Господень старое будет разбито вдребезги, чтобы уступить место новому.
В Ветхом Завете мы встречаем множество описаний этого события. Из них мы узнаём его основные характеристики. День Господень придёт внезапно. Он будет сопровождаться разного рода катаклизмами и катастрофами вселенского масштаба, в результате которых ветхий мир будет разрушен до своих оснований. Ну и, конечно же, это будет время суда Божия над человечеством и над всем, что оно сотворило. В христианской традиции это время вмешательства Бога в историю. День Господень начинает отождествляться со Вторым Пришествием Христа.
Когда это случится, никто не знает. Сам Спаситель в Евангелии не раз упоминает об этом событии, отмечая, что времена и сроки, когда это произойдёт, знает только Его небесный Отец. Именно об этом и говорит сегодня апостол Павел. Он проповедует внезапность Второго Пришествия, используя образ вора, который тихо и незаметно пробирается в дом тёмной ночью, в тот момент, когда все спят. Однако, по словам апостола, это не повод для того, чтобы нас это событие застало врасплох. Внезапным этот день будет лишь для тех, кто живёт во тьме греха. Если человек хранит в себе свет Евангелия, он духовно бодрствует. Поэтому приход этого Дня не станет для него неожиданностью. Для него Второе Пришествие Христа будет не моментом ужасного потрясения и кризиса, а моментом долгожданной, ожидаемой, радостной встречи. Всё это касается и того момента, когда наш земной путь подойдёт к концу. Это наш персональный День Господень, наше персональное Второе Пришествие.
Когда родственники одного умирающего собрались вокруг его кровати, чтобы поддержать его в последние минуты жизни, он спокойно ответил им: «не плачьте, я крыл крышу моего дома, когда погода была тёплой». То есть я всеми силами готовился к этому страшному моменту. Именно эту мысль хочет донести до нас сегодня апостол. Мы не знаем, когда случится Второе Пришествие, мы не знаем, когда перейдём от жизни к смерти, не знаем, когда придёт наш момент покинуть эту жизнь, но мы определённо знаем, что эта встреча состоится. И для каждого из нас она начнётся с нашего личного Дня Господня. Как говорит апостол Павел в одном из посланий: «человеку однажды положено умереть, а потом суд». А потому у нас нет времени оставлять принципиально важные вещи на последний момент своей жизни. Разумный студент будет готовиться к экзамену заранее. Глаза человека, который долгое время провёл под землёй, без солнечного света, неизбежно испытают боль, когда он выйдет на поверхность. Так и здесь. Чтобы свет Дня Господня не ослепил нас, нужно привыкать к нему постепенно. Готовить свою душу тщательным и регулярным исполнением заповедей Евангелия. Лишь так шаг за шагом во время земной жизни, впуская в свою душу Христа, мы сможем с радостью ощутить Его всеобъемлющее присутствие в День нашей с Ним встречи лицом к лицу.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.