1 Сол., 264 зач., II, 1-8.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Чтобы понять, о чём говорит апостол, необходимо вспомнить, что именно произошло в Филиппах — первом городе в Македонии, который посетил Павел вместе с другим апостолом — Силой. Как повествует книга Деяний, там апостолы встретили некую женщину-прорицательницу, которая приносила большой доход своим хозяевам — будучи одержима злым демоном. Апостол, возмутившись духом, запрещает демону — и тем самым возбуждает против себя агрессию не только со стороны лишившихся источника дохода, но и окружающих. С апостолов срывают одежду, бьют палками, арестовывают и сажают в тюрьму — но чудесным образом ангел Божий освобождает их из заточения. Вся эта история отражена всего одним словом Павла — когда он говорит о «поругании», которому они подверглись в Филиппах.
А вот дальше в послании начинается что-то очень странное на первый взгляд. Апостол... оправдывается перед читателями, и выглядит это совершенно неожиданно: он снова и снова повторяет, что в его проповеди не было никакого-то тайного, сознательно скрытого, умысла, ни нечистых мотивов, ни своекорыстия, ни лицемерия, ни обмана. Вместе с Силой они трудились своими руками, чтобы самим раздобыть пропитание и не быть христианской общине в тягость. В воздухе подвисает вопрос: а зачем вообще вся эта защитная речь — словно на суде? И какая связь с предыдущим?
А связь с темой позора и унижения, который испытали апостолы в Филиппах, — самая прямая. В то время часто можно было встретить бродяжничающих философов — представителей как одной из различных школ философских, так и откровенных самозванцев — по сути — обыкновенных пройдох. Эти бездельники и болтуны откровенно раздражали народ своим попрошайничеством и претензией на всезнайство, не гнушаясь при этом лестью — как только замечали хотя бы минимальный интерес к своей персоне. Увидев Павла и Силу, филиппийцы тотчас же наклеили им привычные ярлыки — а, ещё одни проходимцы! — со всеми вытекающими последствиями: опозорить, сделать посмешищем, побить и выгнать из города!
Вот в каких условиях проходила проповедь апостолов! И этим объясняется, почему так долго Павел убеждает солунян, что они — не философствующие бродяги, преследующие только личные цели — а на самом деле любят тех, кому адресована Благая весть, — как кормилица дорожит своими детьми. Для апостола важно не то, чем он мог бы «попользоваться» от других — но сами люди, их вера, их сердца, их умы.
Послушав сегодняшнее чтение, невольно задумаешься: много ли среди нас, современных христиан, людей с такой же ревностью к слову о Христе, невзирая ни на какое неприятие и агрессию? Хороший, конечно, вопрос...
13 декабря. Об искушениях

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Об исправлении ближнего с любовью — протоиерей Максим Первозванский.
Есть такая отеческая премудрость, что, как правило, мы осуждаем других в том, что есть где-то, может быть, в зачаточном состоянии в нас самих, в каком-то иногда явном, иногда латентном состоянии.
И поэтому апостол предупреждает, чтобы мы, если кого-то и берёмся исправлять, то делали это не только с любовью, но главное, с кротостью, помня, что раз мы это заметили и взялись исправлять в других, значит, и сами мы недалеко от подобных ошибок. И поэтому в другом месте апостол Павел напоминает нам: «Блюдите, яко опасно ходите, яко же не мудрии, но яко же премудрии».
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О почитании апостола Андрея Первозванного

Сегодня 13 декабря. День памяти Апостола Андрея Первозванного.
О его почитании на Руси — протоиерей Константин Харитонов.
Апостол Андрей Первозванный особенно почитается у нас на Руси. Он — первый проповедник Евангелия на землях нашего отечества.
На государственном уровне он отмечен тем, что самая главная награда нашей России — это орден апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I, но, к сожалению, был упразднён в 1917 году. Но он вновь возобновлён в 1998 году, и награждаются им самые выдающиеся деятели нашего отечества.
Также особенно почитается апостол Андрей Первозванный в российском флоте: флаг апостола Андрея Первозванного венчает эскадры нашего флота. Апостол Андрей Первозванный является покровителем и защитником нашего отечества, поэтому ему особенно молятся о защите нашей родины. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О творчестве Карло Гоцци
Сегодня 13 декабря. В этот день в 1720 году родился итальянский писатель и драматург Карло Гоцци.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Самые знаменитые его комедии — «Любовь к трём апельсинам», «Турандот» — были использованы и впоследствии переработаны многими и многими писателями и композиторами, в том числе и Сергеем Прокофьевым, создавшим в 1919 году свою оперу.
Возвращаясь к Карло Гоцци, скажем, что шумный успех этих его произведений объяснялся причудливым сочетанием комического и трагического в сюжете. А ведь наша жизнь никогда не бывает сплошной чёрной полосой и вместе с тем не представляет собой бал-маскарад, но, если смотреть на неё с высоты птичьего полёта, учит каждого человека, по слову апостола Павла, не отчаиваться и в отчаянных обстоятельствах, и в радостях не впадать в самозабвение, но сохранять благодарственное, доверительное отношение к промыслу Божиему.
Этим сочетанием трагического и комического достигалось жизнеподобие пьес Карло Гоцци, их долгожизненность на театральной сцене.
Все выпуски программы Актуальная тема











