
Апостол Павел. Мозаика
1 Сол., 273 зач., V, 14-23.
Глава 5.
14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16 Всегда радуйтесь.
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте.
21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
22 Удерживайтесь от всякого рода зла.
23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Город Фессалоники в древности имел очень важное геополитическое положение. Причина состояла в том, что мегаполис располагается на берегу Эгейского моря и еще в эпоху Античности стал считаться морскими воротами Европы. Город был основан в четвертом веке до Рождества Христова Кассандром, царем древней Македонии. В первом столетии уже нашей эры Фессалоники, как любой крупный портовый город античности, представлял собой настоящий «плавильный котел» различных народов, культур и традиций. Здесь можно было встретить представителей почти всех регионов Римской империи. Кроме того, в Фессалониках имелась большая еврейская диаспора, сконцентрированная вокруг синагоги — места религиозных собраний иудеев.
В 51 году в Фессалоники с проповедью прибыл один из наиболее ярких учеников Иисуса Христа — апостол Павел. В мегаполисе он оказался, строго говоря, вынужденно — изгнанный за свою горячую проповедь из города Филиппы. Первоначально апостол Павел традиционным для себя образом отправился в синагогу, чтобы поведать о Спасителе и Его учении своим соплеменникам. Но, как это случалось ранее, на проповедь Павла иудеи по большей части не откликнулись. Зато её с благодарностью приняли язычники, к которым апостол отправился после посещения синагоги. Эти люди, приняв крещение, стали основой Фессалоникийской церкви. Именно им апостол Павел направил в 52 году послание, отрывок из которого читается сегодня утром во время богослужения.
Христианская община Фессалоник не вызывала у апостола Павла таких переживаний, как например, Коринфская церковь. Тем не менее, и здесь имелись проблемы, которые Павел постарался решить в своем послании. Христиане-фессалоникийцы горячо откликнулись на проповедь апостола, но некоторые из них неправильно поняли элементы христианского вероучения. В частности, слова апостола Павла о Втором пришествии Иисуса Христа и Страшном суде ими были восприняты так, как будто эти события должны состояться со дня на день. Поэтому часть христианской общины Фессалоник резко отстранилась от общественных и семейных обязанностей.
Люди полагали, что если Второе пришествие состоится в ближайшее время, то их ежедневная деятельность уже не имеет никакого значения. Апостол Павел, узнав о настроениях некоторых фессалоникийских христиан, призывает их одуматься и вернуться к исполнению общественных и семейных обязанностей. Он напоминает, что о дне и часе Второго пришествия известно лишь одному Богу, поэтому о конце света и Страшном суде христиане, безусловно, забывать не должны, но это не может приводить к анархии в церковном сообществе.
Кроме того, апостол подчеркивает еще одну важную мысль. Второе пришествие Христа и следующий за ним Страшный суд — грандиозные события, но христиане призваны ждать их не в состоянии уныния или страха, но в спокойствии, молитве и радости, находясь в предвкушении будущей встречи со Спасителем. Поддерживать здравое настроение в фессалоникийской общине, по мысли Павла, могли помочь многочисленные духовные дарования, имевшиеся у христиан этого города. В частности, некоторые фессалоникийцы могли пророчествовать — в контексте древней Церкви, видеть грехи и добродетели других людей. Поддерживая благочестие и обличая недостатки, пророки помогли фессалонийской общине сплотиться и стать одним из центров распространения христианства в Европе.
Полученный фессалоникийскими христианами опыт, безусловно, имеет и важное значение для нас — православных христиан, живущих в 21 веке. Мы не должны поддаваться экзальтированной религиозности, бросать всё, поддавшись влиянию ложных проповедников. Настоящий ученик Христа умеет помнить о жизни будущего века, но не пренебрегать любовью к людям. Ведь именно те, кто сумел явить милосердие и милость к иному человеку, и окажутся, по слову Спасителя, достойными войти в Царство Божие. И никак иначе.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема