
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Сол., 267 зач., II, 20 — III, 8.
Глава 2.
20 Ибо вы — слава наша и радость.
Глава 3.
1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,
2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,
3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,
7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;
8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В абсолютном большинстве случаев, когда апостол Павел пишет о скорбях, он подразумевает под этим словом различные гонения и притеснения. Этот отрывок не является исключением, в нем тоже речь идет о причиненных апостолам физических ранах с последующим ограничением их свободы. Павел, желая утешить своих адресатов, затрагивает очень важный вопрос, который, несмотря на очевидность правильного ответа на него, вызывает у многих христиан недоумение. Речь идет о соотношении веры во Христа и страданий. Многим кажется, что христианство — это действенный способ избежать невзгод, которые неизбежно подстерегают каждого человека. Под невзгодами здесь можно понимать, что угодно: внезапную смерть, тяжелую болезнь, инвалидность, нищету и так далее. И очень часто можно услышать риторический по своей сути вопрос: почему Бог позволяет случаться всем этим бедам? Почему Он не помогает и не предотвращает несчастья и трагедии? Особую же остроту эти вопросы приобретают тогда, когда беды обрушиваются на людей церковных. Схожие вопросы при виде страданий апостола Павла и его помощников посещали и христиан Салоник. Им тоже было непонятно. Но апостол утешает их и пишет, что «так им суждено», то есть в этом нет ничего неожиданного, так и должно быть. А почему так должно быть? Почему живая вера во Христа и их миссионерские труды не делали апостолов свободными от бед?
Прекрасный ответ на эти вопросы дал преподобный Иустин Челийский, в толковании на Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам он написал так: «Да, мы, христиане, обречены на скорби в этом мире. Сам Всесильный Господь и Спаситель наш Иисус Христос вместо уготованной Ему радости претерпел постыдный Крест, не заботясь о стыде и позоре. И мы обязаны непрерывно взирать на Него и подражать Ему». Но, конечно, это ответ, который может быть обращен только к самому себе, недопустимо отвечать этими словами тогда, когда речь идет о страдании кого-то другого. Так и апостол Павел пишет о скорбях, но только о тех, которые ему суждено претерпеть, он никогда и ни при каких обстоятельствах не говорил кому-либо чего-то подобного. Апостола беспокоит, что его страдания могут быть определенным соблазном для его адресатов, ведь им, как и многим из нас, казались несовместимыми вера во Христа и то, что приходилось претерпевать апостолам. Они еще не понимали, что христианство — это не путь избавления от скорбей, это путь, который ведет через скорби к глубокой внутренней радости о Христе Воскресшем вне зависимости от внешних обстоятельств.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема