
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Сол., 267 зач., II, 20 — III, 8.
Глава 2.
20 Ибо вы — слава наша и радость.
Глава 3.
1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,
2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,
3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,
7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;
8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В абсолютном большинстве случаев, когда апостол Павел пишет о скорбях, он подразумевает под этим словом различные гонения и притеснения. Этот отрывок не является исключением, в нем тоже речь идет о причиненных апостолам физических ранах с последующим ограничением их свободы. Павел, желая утешить своих адресатов, затрагивает очень важный вопрос, который, несмотря на очевидность правильного ответа на него, вызывает у многих христиан недоумение. Речь идет о соотношении веры во Христа и страданий. Многим кажется, что христианство — это действенный способ избежать невзгод, которые неизбежно подстерегают каждого человека. Под невзгодами здесь можно понимать, что угодно: внезапную смерть, тяжелую болезнь, инвалидность, нищету и так далее. И очень часто можно услышать риторический по своей сути вопрос: почему Бог позволяет случаться всем этим бедам? Почему Он не помогает и не предотвращает несчастья и трагедии? Особую же остроту эти вопросы приобретают тогда, когда беды обрушиваются на людей церковных. Схожие вопросы при виде страданий апостола Павла и его помощников посещали и христиан Салоник. Им тоже было непонятно. Но апостол утешает их и пишет, что «так им суждено», то есть в этом нет ничего неожиданного, так и должно быть. А почему так должно быть? Почему живая вера во Христа и их миссионерские труды не делали апостолов свободными от бед?
Прекрасный ответ на эти вопросы дал преподобный Иустин Челийский, в толковании на Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам он написал так: «Да, мы, христиане, обречены на скорби в этом мире. Сам Всесильный Господь и Спаситель наш Иисус Христос вместо уготованной Ему радости претерпел постыдный Крест, не заботясь о стыде и позоре. И мы обязаны непрерывно взирать на Него и подражать Ему». Но, конечно, это ответ, который может быть обращен только к самому себе, недопустимо отвечать этими словами тогда, когда речь идет о страдании кого-то другого. Так и апостол Павел пишет о скорбях, но только о тех, которые ему суждено претерпеть, он никогда и ни при каких обстоятельствах не говорил кому-либо чего-то подобного. Апостола беспокоит, что его страдания могут быть определенным соблазном для его адресатов, ведь им, как и многим из нас, казались несовместимыми вера во Христа и то, что приходилось претерпевать апостолам. Они еще не понимали, что христианство — это не путь избавления от скорбей, это путь, который ведет через скорби к глубокой внутренней радости о Христе Воскресшем вне зависимости от внешних обстоятельств.
«Наследие протоиерея Иосифа Фуделя». Надежда Винюкова
У нас в студии была кандидат исторических наук, старший преподаватель Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Надежда Винюкова.
Разговор пойдет о жизни и служении известного священника начала ХХ века протоиерея Иосифа Фуделя, о его духовном наследии и вкладе в развитие русской религиозной мысли. О его пути к священническому служению, к которому он стремился, чтобы нести людям свет христианской веры, о его служении в тюремном храме и заботе о заключенных, а также о том, почему он считал, что лишь на почве Православия может произойти соединение интеллигенции и народа.
Кроме того речь шла о книге нашей гостьи «Апология чистого христианства: Жизнь и служение протоиерея Иосифа Фуделя».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Рождественская сказка». Священник Федор Лукьянов, Светлана Феодулова
Гостями программы «Светлый вечер» были настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и оперная певица, многодетная мама Светлана Феодулова.
Мы говорили об отношении детей к сказкам, о значении и роли положительных и отрицательных сказочных героев, как это помогает воспитывать понимание добра и зла, о влиянии музыки на развитие ребенка, а также о новом праздничном концерте Светланы Феодуловой для всей семьи, Рождественской сказке «Секрет Новогодних игрушек».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Оксана Шалыгина, Илья Кусков
У нас в гостях были заместитель директора департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина и директор социально-реабилитационного центра для бездомных людей «Теплый прием», председатель фонда «Помощник и Покровитель» Илья Кусков. Разговор шел о том, каким образом можно помогать бездомным.
Наши гости рассказали, почему, помимо первой помощи, важно организовывать для людей без крова над головой рабочие места — как, например, Илья организовал кожевенную мастерскую, где подопечные могут не только сами учиться кожевенному делу и зарабатывать этим себе на жизнь, но и передавать знания другим.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели











