
1 Сол., 264 зач., II, 1-8.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, начинается с воспоминаний апостола Павла о том, что у него были многочисленные противники и он нередко подвергался преследованию со стороны иудеев и римских властей. Так, он вспоминает что в городе Филиппы он был заключен в тюрьму, а также претерпел различные оскорбления.
В городе Фессалоники, христианам которого и предназначается это послание, у Павла также были недруги, в том числе и среди самих учеников Христа. Нашлись такие, кто шептался за его спиной о том, что он преступник, бежавший от правосудия, а потому не стоит его слушать. Клеветали, что проповедь Павла — заблуждение и сумасбродство. Упрекали в том, что его мотивы корыстны и он хочет ввести верующих в заблуждение, стремясь угодить не Богу, а людям. Будто Павел хочет нажиться на христианстве и сколотить состояние, будучи известным проповедником. Его интересует только личный престиж и совсем нет дела до простых людей.
В основном эти обвинения выдвигали иудеи, которые видели, что проповедь апостола имела огромный успех, или же иудействующие из числа христиан. Без сомнения это было связано с тем, что лейтмотивом учения Павла было учение о Евангельской свободе от иудейского закона. Человека спасает не щепетильное исполнение многочисленных обрядовых и ритуальных предписаний, а божественная благодать в ответ на покаяние и веру во Христа.
Поэтому мы и видим в этом отрывке самоапологию апостола. Он настаивает на том, что в его словах о Спасителе нет ни заблуждений, ни нечистых мотивов, ни лукавства. Его основная цель угодить не людям, а Богу. И никто не может его упрекнуть ни в заискивании перед слушателями, ни в корыстных побуждениях. Он никогда не важничал ни перед кем, хотя вполне мог это делать, как апостол Христов, то есть, человек, который занимал видное положение и пользовался огромным уважением и авторитетом в Церкви. Вместо этого он всегда вел себя тихо и скромно, всегда был предусмотрителен к людям и ласков как кормилица со своими детьми. Единственное, что им руководило — любовь к ближним и желание передать им не только слова Евангельского благовестия, но и саму свою душу.
Перед нами замечательный образ подлинной проповеди о Христе. Мало говорить ближним о Боге. Для того, чтобы наше слово имело силу, необходимо иметь в своем сердце любовь к тем, к кому мы обращаемся. Ту чуткую любовь, что делает нас готовыми положить собственную душу за други своя.
Псалом 82. Богослужебные чтения

Подлый принцип «все на одного» действует не только в нечестных школьных драках. Довольно часто такой подход имел и имеет место на более существенных уровнях жизни. Причём, жизни не только современной. Убедиться в этом легко, обратившись к тексту 82-го псалма, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Прозвучавший псалом был написан значительно позже и времени правления Давида, и даже времени правления его сына Соломона. Речь идёт о периоде царствования Иосафата, который управлял уже не целым Израильским государством, а его южным осколком — Иудеей. Дело в том, что после смерти Соломона царство еврейское разделилось. На северное и южное. И большое северное царство довольно быстро утратило истинную веру, впало в идолопоклонство, погрязло в пороках. Оно изнутри ослабло и оказалось завоёвано Ассирией.
Маленькая Иудея же довольно долго придерживалась истинной веры. И в Боге истинном находила и утешение, и защиту. В том числе военную. Псалом 82-й был написан, как уже было сказано, во времена Иосафата. А именно — когда против Иудеи выдвинулась мощная армия коалиции сразу нескольких государств и народов. Мы читаем в псалме: «Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз: cеления Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира. И Ассур пристал к ним». Шансов не то, чтобы достойно противостоять, а просто отбиться, защититься от подобной коалиции было немного. Иудеи, осознав безвыходность положения, стали молиться — просить у Бога защиты. И произошло чудо.
Маленькое войско евреев победило значительно более сильного противника. Не благодаря физической силе, конечно, а благодаря праведности, силе веры. Сбылись слова псалма: «Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так, Господи, погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение». Прозвучавший псалом учит нас никогда не терять надежды, не падать духом. А ещё — держаться истинной веры. Не променивать настоящего Бога на богов ложных. В вере нет места для двоемыслия, для двоедушия.
Невозможно одновременно ходить в церковь и, например, дома раскладывать таро. Нельзя одновременно участвовать в таинствах Церкви и обращаться к служителям оккультизма. Только тот человек может надеяться на помощь Божию, кто сохраняет Богу верность до конца. Даже перед лицом непростых испытаний. Или как мы читаем в псалме: «Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут, и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю».
Ветхозаветные евреи никогда не были самым сильным на Ближнем востоке народом, но жили в мире долгое время, потому что жили в чистоте веры и нравственности. И лишились своей страны, оказались в плену Ассирии и Вавилона тогда, когда Бога и свою веру предали. Давайте же будем держаться истинного Господа, и Он в ответ даст нам возможность жить в тишине и радости.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
Отдых для души. Галкина Виктория

Я очень устала от городской суеты: шум машин, торопящиеся привести посылку вовремя курьеры, спешащие на работу люди. В какой-то момент, я пришла домой и поняла: надо что-то менять. Только не ясно, что. Чувствовала внутри эмоциональное опустошение, отсутствие сил. Решила пойти в местный храм, помолиться. Обычно я не хожу туда, потому что езжу на службы к духовнику в другой город, но, когда нет времени или возможности ехать далеко, иду молиться в церковь рядом с домом.
Зашла в храм. Там — спокойствие и тишина. Только где-то над головой слышны напевы, словно ангельские. Я остановилась и заслушалась. Голоса доносились так тихо, что едва улавливались слова молитв. Оказалось, что это хор репетировал песнопения для предстоящей службы. Мелодии действительно были необычными, я впервые слышала такие гласы.
— Как хорошо! — подумала я.
Осмотрелась вокруг: прихожанки, перешёптываясь, убирали воск с подсвечников, протирали иконы, собирали букеты. Вроде, тоже суетились, но почему так спокойно и радостно было за этим наблюдать?
Я решила предложить свою помощь, подошла к одной из женщин и спросила:
— Добрый день, могу я вам помочь?
— Здравствуй, конечно, нам помощь никогда не помешает. Бери тряпочку и пойдем со мной, очень даже славно, что ты пришла. Как звать-то? — поинтересовалась она
— Ника — ответила я и направилась за женщиной.
Мне объяснили, что необходимо сделать, и я приступила к уборке. Как же мне понравился этот процесс! В повседневной жизни я не обращала внимание на детали икон, а когда начала протирать каждую, заметила много нового. Смогла прочитать все надписи, рассмотреть одежды, фон и лики, которые излучали добро и свет. С каждой минутой я чувствовала, как внутри меня воцаряется спокойствие и умиротворение, как радостно и легко становится на душе. Казалось, уже и не было усталости и плохого настроения, все улетучилось, стоило мне прийти в храм.
— Господи, благодарю тебя, за эту возможность прикоснуться к святым угодникам, послушать пение и просто отдохнуть — молилась я.
Уходя, чувствовала заряд энергии. Душа парила, я улыбалась, напевала запомнившийся мотив молитвы, мысленно благодарила Бога.
Конечно, я не перестала уставать от городского шума, но зато теперь точно знаю, куда идти, чтобы сохранять мир в душе. Иоан Златоуст говорил: «Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда».
Автор: Галкина Виктория
Все выпуски программы Частное мнение