
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок — вступление к посланию апостола Павла к христианам города Фессалоники. Это был крупный населенный пункт, располагавшийся на одном из торговых путей из Рима на Восток. Христианская община здесь была довольно крупной и состояла как из бывших иудеев, так и из язычников. Как и все другие письма апостола, это посвящено ряду проблем, с которыми столкнулись последователи Христа. На протяжении всего дальнейшего повествования Павел будет разбирать вопросы, касающиеся морали, а также вопросы вероучения. Он будет наставлять, предостерегать и даже упрекать христиан за те искажения, которые они допустили в своих представлениях о Боге, а также за то легкомыслие, с которым некоторые из них проводят свою духовную жизнь. Однако важно то, что начинает он с другого. Он начинает с похвалы, со слов одобрения и поддержки. Он хвалит христиан Фессалоник за их добродетели, за их труды, терпение и любовь, которые они имеют ради Христа. И лишь потом переходит к вразумлению. Очень важный момент. Апостол Павел всегда очень деликатен и предусмотрителен в общении с людьми. В его цели не входит просто обвинить, раскритиковать и указать на недостатки, даже если на это есть все основания. Он действует как мудрый педагог, который знает, что человека необходимо мотивировать, вдохновить на исправление, сохранив при этом добрые отношения. А это возможно лишь в том случае, если мы даем ему понять, что видим в нем не только плохое, но и хорошее, светлое.
Именно так вел Себя с людьми Господь. В Евангелии мы находим тому массу примеров. Он видел возможность добра в Закхее-мытаре, от которого отвернулись все, считая его негодным человеком, жадным и бесчестным. И благодаря этому пробудил в нем покаяние. Он видел светлое в женщине-блуднице, которую толпа хотела побить камнями. Сказал ей слова милосердия и надежды, которые и спасли ее. Он видел благородство в душе Петра, который трижды отрекся от Него и, чувствуя этот любящий взгляд, апостол покаялся и вернулся к Своему Учителю. В каждом, кто оказывался рядом со Христом, Он видел возможность выявить что-то хорошее. И на Страшном суде, по мысли отцов Церкви, Господь будет искать не то, за что нас можно было бы осудить и наказать, но то, за что нас можно будет оправдать и спасти.
Так и каждый из нас должен относиться к своему ближнему. Если мы хотим вдохновить людей на развитие лучших качеств, необходимо учиться видеть в них лучшее, находить красоту и добро в жизни каждого, учиться ободрять их и поддерживать. Душа человека очень чутко реагирует на эту любовь. Со временем она обязательно откликнется, проявит свои лучшие свойства, раскроется, как цветок постепенно раскрывает свой бутон с восходом солнца.
«Ценность семьи». Анна Мугачева

У нас в гостях была президент Карельской Республиканской Общественной Организации «Арт шатёр» Анна Мугачева.
Мы говорили о различных проектах поддержки семьи, которые организуют общественные организации в Карелии, о фестивале «Счастливы вместе», который прошёл 8 июля 2025г. в Петрозаводске в День семьи, любви и верности и собрал семьи из разных регионов России.
На фестивале работали площадки: «Сохрани жизнь», где говорили о защите материнства и семейных ценностей; «Помощь семьям участников СВО»; а также «Семья и спорт», «Семья и бизнес», площадки, посвящённые вопросам участия родителей в воспитании и образовании детей. Такие встречи помогают почувствовать поддержку, обменяться опытом и укрепить традиции, лежащие в основе семьи.
Кроме того, шла речь о святом Фаддее Петрозаводском — небесном покровителе города. В его честь возводится часовня, которая должна стать местом молитвы и объединения людей.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Город Черняховск
Город Черняховск назван в честь Генерала Армии, командующего 3-м Белорусским фронтом, освободившим калининградские земли от фашизма, Ивана Даниловича Черняховского. Рядом с железнодорожным вокзалом возвышается величественный памятник прославленному полководцу.
На площади Инстербурга, как назывался этот город Восточной Пруссии, 5 сентября 1914-го года проходил парад Русской Императорской Армии после победы наших войск в Гумбинненском сражении в начале Первой Мировой войны. Гумбиннен, ныне городе Гусев, назван в честь капитана советской армии, Сергея Ивановича Гусева, отдавшего свою жизнь при наступлении наших войск в 1945-го году. А еще в Черняховске установлен единственный в мире памятник Генерал-фельдмаршалу Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли на коне.
Так что этот город, в котором сохранились остатки замков рыцарей Тевтонского ордена и прусских королей, сохраняет в себе огромную историю, которой очень глубоко и серьезно занимаются краеведы и историки калининградской земли. В этом году на железнодорожном вокзале Черняховска были созданы две прекрасные выставки, посвященные юбилею Победы наших воинов в Великой Отечественной войне. И главным героем нашей программы, конечно, является Иван Данилович Черняховский, которому Россия в этом году тоже празднует юбилей, он погиб 18 февраля 1945-го года.
Вечная память нашим воинам, защитникам Отечества!








Все выпуски программы Места и люди
Псалом 104. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Бог всегда готов помочь человеку, который к Нему обращается. Он может изменить обстоятельства Сам или дать сил на борьбу тому, кто унывает. При этом важно понимать, для чего Господь это делает? Ответ на этот вопрос звучит в 104-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 104.
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего».
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
Человеку, который находится в трудной ситуации, свойственно вспоминать уроки истории и задумываться над тем, как изменить обстоятельства к лучшему. Естественно, на этом пути верующие обращаются к Богу, ожидая от Него помощи. Впрочем, учитывая, что у Бога о мире есть Свой замысел, а люди не всегда понимают бедственность своего положения, порой Бог обращается к ним Сам и призывает их пойти по правильному пути.
104-й псалом, который мы сейчас услышали, — один из тех, в котором автор предлагает иудеям вспомнить историю их исхода из Египта и завоевания Ханаанской земли как историю Божьей помощи и поддержки. Традиционно подобные воспоминания возникали в еврейском народе в пленный или послепленный период, когда люди нуждались в поддержке. Проигрыш в войне и пленение в языческом мире рассматривается однозначно как проигрыш богов, которые покровительствовали проигравшему народу. Язычники делали простой и очевидный вывод: боги победителей сильнее. Кроме того, естественным следствием подобного рассуждения было разочарование в своих богах. Но мировоззрение иудеев радикально отличалось от взглядов всех остальных народов. Люди, вышедшие из Египта, знали, что Бог, обратившийся к праотцу их Аврааму, — был не одним из божеств, но Творцом всего существующего. Именно поэтому в сегодняшнем псалме трижды упоминается Авраам и подробно рассказывается об Иосифе и исходе евреев из Египта. Автор делает это для того, чтобы раскрыть одну простую мысль: Бог может спасти человека из беды, как спасал самых разных людей, о которых говорится в Писании. Однако важно, чтобы люди сами понимали, для чего им нужно спасение. Если они стремятся к нему, для того чтобы вернуться к греховной жизни, из-за которой у них и начались проблемы, то стоит ли вообще начинать этот путь? Если же люди готовы смириться перед Богом, Он всегда их поддержит и выведет на верный путь. Чтобы, как говорит псалом, и они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его».
Псалом 104. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 104. (Церковно-славянский перевод)