10 января 49 года до Рождества Христова Юлий Цезарь перешел Рубикон. Мы все наверняка слышали это выражение, даже если очень смутно помним, кто был этот самый Цезарь. А личностью он был незаурядной - русское слово “царь”, “цесарь”, как и немецкое “кайзер” происходит от его имени.
Этот древнеримский государственный деятель, будучи тогда еще полководцем и наместником в Галлии, возвращаясь из похода, подошел к пограничной речке Рубикону. По закону у границ Рима Цезарь должен был распустить армию. Перейдя Рубикон с войсками, он сознательно пошел на конфликт и отрезал себе путь к отступлению, приняв решение стать единовластным правителем Рима. С тех пор и появилось выражение “перейти Рубикон”, то есть принять какое-то важное решение с необратимыми последствиями.
Но это отчетливый выбор - вот речка, которую надо пересечь, вот приказ, который надо отдать, прекрасно понимая, что это означает. Но иногда мы принимаем самые важные в жизни решения, и не замечаем их сами. Вернее, не хотим замечать. Так парадоксально действует наша воля и разум - мы совершаем поступки, и не хотим самим себе признаться ни в их причинах, ни в их последствиях, ни даже в том, что мы их действительно совершили.
Иногда люди не могут обрести веру в Бога из-за того, что сначала они не могут поверить в человека как в существо свободное и ответственное - в то, что мы сами являемся авторами своих решений. На уровне высокоученых мужей это проявляется в отрицании свободной воли как таковой. Например, знаменитый британский космолог Стивен Хокинг пишет о том, что “Сложно представить, как свободная воля может действовать, если наше поведение определено физическими законами, так что, по-видимому, мы являемся ничем иным, как биологическими машинами, а свобода воли — это всего лишь иллюзия”. В самом деле, в картине мира материалиста свободной воли не существует, и не может существовать, потому что для него в мире нет ничего, кроме материи, движущейся по неизменным законами природы.
Но и тем, кто не забирается на эти холодные вершины заблудившегося разума, бывает трудно принять то, что мы все, казалось бы, хорошо знаем - мы сами авторы своих решений. Причинами наших поступков оказываются обстоятельства, гены, другие люди, что угодно, кроме одного - нашего свободного произволения.
Даже отказ принимать решение - это решение. Даже когда мы плывем по течению, позволяя случайным внешним и внутренним толчкам определять наш курс - это наш выбор. И вот покаяться - это признать, что наши поступки действительно наши. Принять прощение за то, что мы сделали неправильно. И принять сознательное решение пересечь самую важную черту в жизни - от противления к вере и послушанию.
23 июня. О духовных плодах

В 7-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Да приносим плод Богу».
О духовных плодах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда Господь увидел бесплодную смоковницу и проклял её, то этим показал, что так же будет отвергнут всякий человек, не приносящий плод.
Но какой Господь ждёт у нас плод? Плод духовный есть мир, радость, любовь, благотерпение. То есть мы должны стяжать в себе добродетели. Добродетели — это такие внутренние черты характера человека, которые делают его подобным Богу.
Ибо Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, Богом по благодати. Но для того, чтобы раскрыть в себе это подобие, эту заданность, которая нам дана при сотворении человека, мы должны раскрывать в себе именно эти плоды духовные: любовь, смирение, кротость, воздержание, терпение, милосердие — всё это делает нас не просто добрыми и хорошими.
Это нас уподобляет Богу, это нас возвеличивает и делает нас богами по благодати. Чего и хочет Господь: «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Господь. И мы должны понимать свою великую ответственность.
Конечно, без Бога это невозможно: ни один плод принести, ни что-либо стяжать, ни что-либо совершить. Поэтому нужно призывать Бога на помощь и совершать своё восхождение к Богу, преобразуя себя, созидая себя в плодах духовных.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О сибирских святых

Сегодня 23 июня. Собор святых Тобольской митрополии.
О сибирских святых — протоиерей Игорь Филяновский.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии. Она была учреждена в 1620 году как архиепископия, а затем была преобразована в митрополию. Тобольск стал кафедральным городом и духовным центром миссионерского просвещения Сибири. Впоследствии были образованы и другие сибирские епархии.
В самом начале своей истории Тобольская епархия имела в лике святых святого праведника-мученика Василия Мангазейского. В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю сибирскую своими трудами на благо Церкви и Отечества. Среди них митрополиты Тобольские Иоанн Максимович и Филофей, святитель-архиепископ Нектарий, священномученик епископ Тобольский Герман, священномученики-пресвитеры Николай Пятницкий и Петр Карелин и другие исповедники.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси было установлено празднование в честь Собора Сибирских Святых, Собора Святых Тобольской Митрополии, которое определено совершать 23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О святых, просиявших на рязанской земле

Сегодня 23 июня. Собор рязанских святых.
О святых, просиявших на рязанской земле — игумен Лука (Степанов).
Список святых земли Рязанской включает в себя 130 подвижников благочестия, разными видами святости прославивших Господа. И благоверные князья, и мученики, и блаженные, и Христа ради юродивые.
Этот список потому столь многочисленный, что и Рязанская земля была велика, включала в себя и нынешние Муромскую, и Тамбовскую, и Подмосковную земли. И теперь границы её сжались, но почитание тех святых, которые некогда именовались рязанскими, остаётся.
Для меня особенно дорога память преподобномученика Филарета Пронского, одного из иеромонахов нашего Пронского монастыря. В дни гонений, в годы лихолетья, он, расположив чудотворный список с иконы Споручницы грешных в храме села Срезнево, там сумел создать целый подпольный монастырь. Предание говорит о 150 монашеских постригах, им совершённых в эти тяжелые времена, предвоенные времена. А сам он закончил свою исповедническую жизнь в 1942 году в одном из кемеровских лагерей.
Все выпуски программы Актуальная тема