В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда хочется оглянуться на пройденный путь и предаться воспоминаниям. Этим, отчасти, некоторые психологи объясняют феномен «бабушек на лавочке»: они смотрят на проходящих мимо людей, многозначительно переглядываются и говорят: «Гляди-ка, что творится! А вот в наше время…» - и пускаются вспоминать свою ушедшую молодость. Книга священника Евгения Пелешева «Перемена судьбы и другие печёрские рассказы» - тоже воспоминания человека, остро почувствовавшего необходимость вернуться в прошлое.
Однако, в отличие от упомянутых бабушек, отцу Евгению для этого не потребовалось никого обсуждать, и уж тем более, осуждать. Совсем наоборот - его рассказы о прошлом похожи на добрую, светлую улыбку – так улыбается человек, который искренне любит жизнь, окружающих его людей, и готов поделиться с ними самыми личными своими переживаниями.
Этими переживаниями книга отца Евгения Пелешева «Перемена судьбы и другие печёрские рассказы» буквально переполнена! Он рассказывает, как мальчиком-подростком пришел в Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь, и попросился туда на послушание – то есть, жить и работать в обители, не принимая монашеского пострига. Так, в тяжелый и голодный послевоенный сорок шестой год он оказался в числе насельников полуразрушенного тогда монастыря. Стены и башни обители были пробиты бомбами, а многие из братии воевали на полях сражений Великой Отечественной, были ранены или контужены. Вместе с ними молодой послушник участвовал в возрождении великой православной обители, впоследствии давшей миру удивительных духовных наставников, таких, к примеру, как известный старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Кем только не довелось побывать отцу Евгению в обители! Он крутил баранку монастырского «Москвича», звонил на колокольне - он даже выработал собственную, ни на что не похожую систему перезвонов; он утихомиривал или, наоборот, вызывал к жизни, мотор, подающий воду в водонапорную башню. В общем, как сам отец Евгений Пелешев справедливо заметил, легче сказать, чего он не делал. Об этом и многом другом в книге «Перемена судьбы и другие печёрские рассказы» он пишет простыми, порой даже безыскусными словами, но они берут читателя за душу покрепче самой изысканной поэзии – потому что идут из глубины доброго, любящего и искреннего сердца.
Словом, книга протоиерея Евгения Пелешева «Перемена судьбы и другие печёрские рассказы» – замечательный пример того, как надо вспоминать о прошлом: с радостью, любовью и благодарностью за всё, что было в жизни.
С вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема