Знаете ли вы, что первая русская православная походная церковь была гужевой и носила имя Воскресения Христова? В 1724 году она была построена специально для принявшего православие внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи (в крещении Петра Тайшина).
В конце XIX - в начале XX веков передвижные церкви использовались в основном в малонаселённых частях России. Например, в Олонецкой губернии (нынешней Карелии) службы проходили в заранее приготовленном доме и продолжались 2- 3 дня. После этого вся церковная утварь собиралась, и перевозилась в другое место. За год такая церковь могла побывать в двух десятках деревень, а в некоторых и не по разу.
Неужели и в наши дни есть необходимость в мобильных храмах? Факты подтверждают: есть.
Вагоны-храмы появились в России с развитием железнодорожного транспорта ещё в 19 веке. С годами эта традиция не была забыта. И сегодня по Северному, Октябрьскому, Восточно-Сибирскому, Сахалинскому и другим путям ездят церкви на колёсах. Вот уже больше десяти лет по Новосибирской области в составе поезда курсирует вагон-храм во имя святителя Николая Мирликийского, небесного покровителя Новосибирска. Снаружи он выкрашен в жёлтый цвет, надпись на нем гласит: "Святителю Отче Николае моли Бога о нас". Храм имеет всё, что нужно для проведения богослужения, и вмещает в себя одновременно до 70 человек. По прибытии на станцию служится молебен, верующие проходят с крестным ходом по улицам, совершается Литургия и таинства Причастия и Крещения. И храм в составе поезда отправляется до следующей остановки, где его уже ждут местные жители.
С 2009 года вместе в вагонами медицинского поезда путешествует по Красноярской области вагон-храм в честь Святой равноапостольной великой Российской княгини Ольги. Как было отмечено при освящении церкви на рельсах: "Медики лечат тело, священники лечат душу". За время существования храм посетили тысячи верующих.
Некоторые из вагонов-церквей отцепляются от поезда, ставятся на фундамент и работают как приходские церкви. Так было, например, с храмом в честь иконы Божией Матери "Державная" в Нижнем Новгороде. В 2005 году вагон перевезли на улицу Медицинскую, подняли на крышу купол и крест. Необычное сооружение удачно вписалось в окружающий городской пейзаж.
Кроме вагонов-храмов в России есть передвижные церкви на базе автомобильных прицепов. В 2001 году был освящён храм Сыктывкарской и Воркутинской епархии в честь Архистратига Божиего Михаила. Снаружи церковь представляет собой дом на колесах. Но благодаря крестам на крыше и изображениям икон на фасадах мы легко узнаём истинное назначение строения. Передвигаться Михайловскому храму помогает тягач, который на время остановок отцепляется. Колеса прицепа закрываются щитами. Создается ощущение церкви, стоящей на фундаменте.
Передвижные храмы дают хорошую возможность быстро добраться в самые отдаленные уголки страны, в маленькие деревни, где нет своих церквей и священников.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема