Знаете ли вы, что первая русская православная походная церковь была гужевой и носила имя Воскресения Христова? В 1724 году она была построена специально для принявшего православие внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи (в крещении Петра Тайшина).
В конце XIX - в начале XX веков передвижные церкви использовались в основном в малонаселённых частях России. Например, в Олонецкой губернии (нынешней Карелии) службы проходили в заранее приготовленном доме и продолжались 2- 3 дня. После этого вся церковная утварь собиралась, и перевозилась в другое место. За год такая церковь могла побывать в двух десятках деревень, а в некоторых и не по разу.
Неужели и в наши дни есть необходимость в мобильных храмах? Факты подтверждают: есть.
Вагоны-храмы появились в России с развитием железнодорожного транспорта ещё в 19 веке. С годами эта традиция не была забыта. И сегодня по Северному, Октябрьскому, Восточно-Сибирскому, Сахалинскому и другим путям ездят церкви на колёсах. Вот уже больше десяти лет по Новосибирской области в составе поезда курсирует вагон-храм во имя святителя Николая Мирликийского, небесного покровителя Новосибирска. Снаружи он выкрашен в жёлтый цвет, надпись на нем гласит: "Святителю Отче Николае моли Бога о нас". Храм имеет всё, что нужно для проведения богослужения, и вмещает в себя одновременно до 70 человек. По прибытии на станцию служится молебен, верующие проходят с крестным ходом по улицам, совершается Литургия и таинства Причастия и Крещения. И храм в составе поезда отправляется до следующей остановки, где его уже ждут местные жители.
С 2009 года вместе в вагонами медицинского поезда путешествует по Красноярской области вагон-храм в честь Святой равноапостольной великой Российской княгини Ольги. Как было отмечено при освящении церкви на рельсах: "Медики лечат тело, священники лечат душу". За время существования храм посетили тысячи верующих.
Некоторые из вагонов-церквей отцепляются от поезда, ставятся на фундамент и работают как приходские церкви. Так было, например, с храмом в честь иконы Божией Матери "Державная" в Нижнем Новгороде. В 2005 году вагон перевезли на улицу Медицинскую, подняли на крышу купол и крест. Необычное сооружение удачно вписалось в окружающий городской пейзаж.
Кроме вагонов-храмов в России есть передвижные церкви на базе автомобильных прицепов. В 2001 году был освящён храм Сыктывкарской и Воркутинской епархии в честь Архистратига Божиего Михаила. Снаружи церковь представляет собой дом на колесах. Но благодаря крестам на крыше и изображениям икон на фасадах мы легко узнаём истинное назначение строения. Передвигаться Михайловскому храму помогает тягач, который на время остановок отцепляется. Колеса прицепа закрываются щитами. Создается ощущение церкви, стоящей на фундаменте.
Передвижные храмы дают хорошую возможность быстро добраться в самые отдаленные уголки страны, в маленькие деревни, где нет своих церквей и священников.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение