Знаете ли вы, что первая русская православная походная церковь была гужевой и носила имя Воскресения Христова? В 1724 году она была построена специально для принявшего православие внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи (в крещении Петра Тайшина).
В конце XIX - в начале XX веков передвижные церкви использовались в основном в малонаселённых частях России. Например, в Олонецкой губернии (нынешней Карелии) службы проходили в заранее приготовленном доме и продолжались 2- 3 дня. После этого вся церковная утварь собиралась, и перевозилась в другое место. За год такая церковь могла побывать в двух десятках деревень, а в некоторых и не по разу.
Неужели и в наши дни есть необходимость в мобильных храмах? Факты подтверждают: есть.
Вагоны-храмы появились в России с развитием железнодорожного транспорта ещё в 19 веке. С годами эта традиция не была забыта. И сегодня по Северному, Октябрьскому, Восточно-Сибирскому, Сахалинскому и другим путям ездят церкви на колёсах. Вот уже больше десяти лет по Новосибирской области в составе поезда курсирует вагон-храм во имя святителя Николая Мирликийского, небесного покровителя Новосибирска. Снаружи он выкрашен в жёлтый цвет, надпись на нем гласит: "Святителю Отче Николае моли Бога о нас". Храм имеет всё, что нужно для проведения богослужения, и вмещает в себя одновременно до 70 человек. По прибытии на станцию служится молебен, верующие проходят с крестным ходом по улицам, совершается Литургия и таинства Причастия и Крещения. И храм в составе поезда отправляется до следующей остановки, где его уже ждут местные жители.
С 2009 года вместе в вагонами медицинского поезда путешествует по Красноярской области вагон-храм в честь Святой равноапостольной великой Российской княгини Ольги. Как было отмечено при освящении церкви на рельсах: "Медики лечат тело, священники лечат душу". За время существования храм посетили тысячи верующих.
Некоторые из вагонов-церквей отцепляются от поезда, ставятся на фундамент и работают как приходские церкви. Так было, например, с храмом в честь иконы Божией Матери "Державная" в Нижнем Новгороде. В 2005 году вагон перевезли на улицу Медицинскую, подняли на крышу купол и крест. Необычное сооружение удачно вписалось в окружающий городской пейзаж.
Кроме вагонов-храмов в России есть передвижные церкви на базе автомобильных прицепов. В 2001 году был освящён храм Сыктывкарской и Воркутинской епархии в честь Архистратига Божиего Михаила. Снаружи церковь представляет собой дом на колесах. Но благодаря крестам на крыше и изображениям икон на фасадах мы легко узнаём истинное назначение строения. Передвигаться Михайловскому храму помогает тягач, который на время остановок отцепляется. Колеса прицепа закрываются щитами. Создается ощущение церкви, стоящей на фундаменте.
Передвижные храмы дают хорошую возможность быстро добраться в самые отдаленные уголки страны, в маленькие деревни, где нет своих церквей и священников.
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







