
Наталия Лангаммер
Однажды я услышала выражение: «Господи, я хочу быть перчаткой на Твоей руке». Оно мне не просто понравилось. Я очень захотела его прочувствовать. И конечно же, дерзнуть тоже этого попросить — стать перчаткой на руке Бога.
Столь изящную фразу произнес творческий человек. И фраза отозвалась в моей тоже творческой душе. Я по профессии журналист. Как доносить людям информацию, как рассказывать — учили. А вот о чем? Тему, которой горю, обрела только с приходом в Церковь. О Христе! Как же это интересно!
Но как можно сметь это делать самой, опираясь на свой разум и профессиональный опыт? Это неподъемная ответственность, колоссальный, неоправданный риск. Да и все равно не получится. Только с молитвой. Только просить Господа быть проводником Его послания.
И тут я услышала эту фразу про перчатку на руке. Перчатка на руке хирурга. Она такая тонкая! Полностью повторяет контуры его кисти. Если я прошу Бога сделать меня такой, как же близко к Нему нужно оказаться!
В тот период я монтировала фильм «Свидетельство о любви». История любви и веры семьи священника. Про счастье в семье рассказывать сложно. Лукавый всегда против. Тогда за нашу съемочную группу молились сильно, всей общиной. Значит, и за меня тоже. И я молилась.
И однажды утром села в машину и решила представить, какого это — быть рядом со Христом. Он вообще где? На небе? Нет, он тут, с нами. Может, сидит рядом, на переднем сидении?
Ужас и потрясение! У меня полились градом слезы. Господи, ты тут? Здравствуй. Что я могу сказать? А что я говорю на исповеди: прости меня за все! Иначе как с Тобой разговаривать? Ой, как стыдно. Ты же знаешь все про меня. И сидишь смотришь. Рядом. Куда деться? Хотя, Ты же любишь! Значит, можно расслабиться. О чем еще говорить? Господи, я хочу тебя любить. Сказать, что люблю всей душой... тоже не честно будет. Это так трудно — подлинно Тебя, Боже, любить. Господи... что же еще? Христе... я хочу быть перчаткой на Твоей руке. В творчестве. В создании фильма. Можно?
Мне показалось Бог улыбнулся в ответ.
На монтаже мы с соавтором застопорились. Никак не строился один эпизод. И вдруг мне в голову пришла парадоксальная мысль. Ну, как, например, взять цветок и привязать веревкой к шкафу. Сопоставимо по степени абсурдности. Как мне виделось. Но мысль не отступала. Соавтор смотрел на меня с удивлением.
«И все-таки давай так сделаем» — сказала я. «По слову Твоему закину сети» — вспомнился святой апостол Петр. Он ведь был профессионал. И знал, что рыбы сейчас нет. Не поймать ничего. Но поверил Господу.
Нужно ли говорить, что это показавшееся сначала абсурдным решение, создало в фильме самый трогательный эпизод. Как прекрасно! Это не я придумала. Совсем не я. Христе мой, спасибо! Как восхитительно хоть несколько минут побыть перчаткой на Твоей руке! Твоей милостью. Спасибо за чудо!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема