
Фото: PxHere
Часы на башне Петербургской городской думы пробили два ночи. С пустынного Невского проспекта на Миллионную улицу свернула тёмная мужская фигура. Дежурный солдат в будке на углу насторожился: какой приличный горожанин станет разгуливать в столь поздний час?! Однако будочник беспокоился напрасно: свернувший на Миллионную человек не замышлял ничего дурного; он не был ни вором, ни бродягой. Звали его Павел Павлович Пезаровиус, он служил коллежским советником. А направлялся Павел Павлович в казармы Преображенского полка. Там, в единственные свободные часы – ночные – он обучался у офицеров ружейным приёмам.
Для Пезаровиуса эти занятия были больше, чем просто хобби. Армейская наука увлекала его, а храбрость и подвиги русских солдат приводили в восхищение и трепет. В глубине души Павел Павлович иногда даже жалел, что не избрал в своё время военную стезю, а поступил в Йенский университет на факультет философии.
Когда в тысяча восемьсот двенадцатом году Россия вступила в войну с наполеоновской армией, Пезаровиус мечтал попасть на фронт, однако от важной государственной службы освобождать его никто не собирался, и Павел Павлович был вынужден следить за сражениями русской армии из тыла. Пезаровиус сразу же распорядился о том, чтобы половину его жалованья перечисляли на нужды фронта. И всё же этого ему казалось недостаточно. «Душою моею овладело пламенное желание указать всем и каждому на то, какой благодарности заслуживали от нас наши защитники-герои за своё непоколебимое мужество и самоотвержение, увенчавшееся освобождением Отечества», - писал Павел Павлович. После нескольких недель напряжённых раздумий родилась идея основать газету, в которой можно было бы публиковать военные новости, а главное, с помощью её распространения по подписке, оказывать материальную поддержку раненым и пострадавшим на полях сражений.
Первого февраля тысяча восемьсот тринадцатого года, на нескольких страницах дешёвой серой бумаги, набранный самым простым шрифтом, в свет вышел первый номер газеты «Русский инвалид». Павел Павлович Пезаровиус не только самостоятельно наполнил газету информацией, но и полностью оплатил все издательские расходы. На следующий выпуск «Инвалида» со всей столицы подписалось всего… 12 человек. Для любого издателя это означало бы крах всех начинаний, но только не для Павла Пезаровиуса! Он искренне верил в то, что «Русский инвалид» в конце концов достучится до сердец соотечественников. Павел Павлович договорился с типографией о кредите, и выпустил следующий тираж, который стал судьбоносным – газета попала в руки к самому императору Александру Первому! Он и положил начало кассе вспомоществования «Русского инвалида», пожертвовав на благое дело четырнадцать тысяч рублей.
Воодушевлённый, Пезаровиус принялся за дело с ещё большим рвением. Его энтузиазм, искренний патриотизм и вера пробили броню скептицизма столичной публики. Вскоре «Русский Инвалид» стал одной из самых читаемых и авторитетных газет Петербурга. А это означало, что теперь газета сможет, наконец, выполнить свою главную функцию - оказать помощь нуждающимся воинам. Только за первый год работы газеты тысяча инвалидов и сто солдатских вдов получили от редакции денежные пособия. Впоследствии эти цифры многократно возросли, о чём свидетельствуют подробные отчёты о расходах на пожертвования, которые Пезаровиус скрупулёзно публиковал на страницах «Инвалида». При этом ни одно из пожертвований он не совершил от своего имени, или от имени редакции. Нуждающимся помогало всегда только «благодарное Отечество».
Павел Павлович часто навещал раненых, которые размещались в квартирах на Петербургской стороне. Конечно, шёл он к ним не с пустыми руками. А по дороге обязательно встречал знакомых, которые, узнав, куда направляется Пезаровиус, тоже что-нибудь передавали с ним. «Я должен отдать полную справедливость русской публике: она проникнута была священной обязанностью доказать на деле свою признательность раненым воинам, сколько кому позволяли обстоятельства», - вспоминал он.
Скоро «Русский Инвалид» стал выходить ежедневно. Стараниями Павла Пезаровиуса за десять лет собранный им инвалидный капитал достиг солидной суммы в один миллион тридцать две тысячи четыреста двадцать четыре рубля. Из этих денег пострадавшим в войне выплачивались постоянные пособия и единовременная помощь, оплачивалось лечение и санатории.
Император Николай Первый назвал труд Павла Пезаровиуса «незабвенным подвигом в эпоху Отечественной войны». А в тысяча восемьсот сорок седьмом году в статье на смерть Павла Павловича, «Московские ведомости» дали, пожалуй, самую точную характеристику этого бескорыстного и горящего любовью к людям человека: «Благотворить нуждающимся, жертвовать всем для ближнего, забывать собственные интересы — вот была единственная цель, единственное занятие этой долговременной, полезной обществу жизни...»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер