Часы на башне Петербургской городской думы пробили два ночи. С пустынного Невского проспекта на Миллионную улицу свернула тёмная мужская фигура. Дежурный солдат в будке на углу насторожился: какой приличный горожанин станет разгуливать в столь поздний час?! Однако будочник беспокоился напрасно: свернувший на Миллионную человек не замышлял ничего дурного; он не был ни вором, ни бродягой. Звали его Павел Павлович Пезаровиус, он служил коллежским советником. А направлялся Павел Павлович в казармы Преображенского полка. Там, в единственные свободные часы – ночные – он обучался у офицеров ружейным приёмам.
Для Пезаровиуса эти занятия были больше, чем просто хобби. Армейская наука увлекала его, а храбрость и подвиги русских солдат приводили в восхищение и трепет. В глубине души Павел Павлович иногда даже жалел, что не избрал в своё время военную стезю, а поступил в Йенский университет на факультет философии.
Когда в тысяча восемьсот двенадцатом году Россия вступила в войну с наполеоновской армией, Пезаровиус мечтал попасть на фронт, однако от важной государственной службы освобождать его никто не собирался, и Павел Павлович был вынужден следить за сражениями русской армии из тыла. Пезаровиус сразу же распорядился о том, чтобы половину его жалованья перечисляли на нужды фронта. И всё же этого ему казалось недостаточно. «Душою моею овладело пламенное желание указать всем и каждому на то, какой благодарности заслуживали от нас наши защитники-герои за своё непоколебимое мужество и самоотвержение, увенчавшееся освобождением Отечества», - писал Павел Павлович. После нескольких недель напряжённых раздумий родилась идея основать газету, в которой можно было бы публиковать военные новости, а главное, с помощью её распространения по подписке, оказывать материальную поддержку раненым и пострадавшим на полях сражений.
Первого февраля тысяча восемьсот тринадцатого года, на нескольких страницах дешёвой серой бумаги, набранный самым простым шрифтом, в свет вышел первый номер газеты «Русский инвалид». Павел Павлович Пезаровиус не только самостоятельно наполнил газету информацией, но и полностью оплатил все издательские расходы. На следующий выпуск «Инвалида» со всей столицы подписалось всего… 12 человек. Для любого издателя это означало бы крах всех начинаний, но только не для Павла Пезаровиуса! Он искренне верил в то, что «Русский инвалид» в конце концов достучится до сердец соотечественников. Павел Павлович договорился с типографией о кредите, и выпустил следующий тираж, который стал судьбоносным – газета попала в руки к самому императору Александру Первому! Он и положил начало кассе вспомоществования «Русского инвалида», пожертвовав на благое дело четырнадцать тысяч рублей.
Воодушевлённый, Пезаровиус принялся за дело с ещё большим рвением. Его энтузиазм, искренний патриотизм и вера пробили броню скептицизма столичной публики. Вскоре «Русский Инвалид» стал одной из самых читаемых и авторитетных газет Петербурга. А это означало, что теперь газета сможет, наконец, выполнить свою главную функцию - оказать помощь нуждающимся воинам. Только за первый год работы газеты тысяча инвалидов и сто солдатских вдов получили от редакции денежные пособия. Впоследствии эти цифры многократно возросли, о чём свидетельствуют подробные отчёты о расходах на пожертвования, которые Пезаровиус скрупулёзно публиковал на страницах «Инвалида». При этом ни одно из пожертвований он не совершил от своего имени, или от имени редакции. Нуждающимся помогало всегда только «благодарное Отечество».
Павел Павлович часто навещал раненых, которые размещались в квартирах на Петербургской стороне. Конечно, шёл он к ним не с пустыми руками. А по дороге обязательно встречал знакомых, которые, узнав, куда направляется Пезаровиус, тоже что-нибудь передавали с ним. «Я должен отдать полную справедливость русской публике: она проникнута была священной обязанностью доказать на деле свою признательность раненым воинам, сколько кому позволяли обстоятельства», - вспоминал он.
Скоро «Русский Инвалид» стал выходить ежедневно. Стараниями Павла Пезаровиуса за десять лет собранный им инвалидный капитал достиг солидной суммы в один миллион тридцать две тысячи четыреста двадцать четыре рубля. Из этих денег пострадавшим в войне выплачивались постоянные пособия и единовременная помощь, оплачивалось лечение и санатории.
Император Николай Первый назвал труд Павла Пезаровиуса «незабвенным подвигом в эпоху Отечественной войны». А в тысяча восемьсот сорок седьмом году в статье на смерть Павла Павловича, «Московские ведомости» дали, пожалуй, самую точную характеристику этого бескорыстного и горящего любовью к людям человека: «Благотворить нуждающимся, жертвовать всем для ближнего, забывать собственные интересы — вот была единственная цель, единственное занятие этой долговременной, полезной обществу жизни...»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.