
Павел Максимо́вич был одним из самых прогрессивных людей своего времени. «Редкий по доброте человек», — говорили о Максимовиче те, кто его знал. А тысячи крестьянских девушек называли его благодетелем. Ведь благодаря Павлу Павловичу они стали народными учительницами.
Русский дворянин Максимович родился в Астрахани в 1817-ом году. Маленького Пашу очень любил его дядя Иван Симонов — астроном и путешественник, участвовавший в первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Слушая рассказы дяди, мальчик твёрдо решил стать моряком. И впоследствии с блеском окончил морской корпус. В 1848-ом году из-за болезни жены он подал в отставку и семья уехала в своё имение Спасское Тверской губернии. Но облачаться в халат и проводить дни, лёжа на диване, Павел Павлович не собирался. Он развил кипучую деятельность: заложил большой, красивый парк, основал в имении школу для крестьянских детей. Кроме того, Максимович работал в земской управе: занимался вопросами здравоохранения и продовольствия.
Но более всего Павла Павловича занимали проблемы народного образования. Максимович понимал: главное, чего недостаёт сельским школам — профессиональных кадров. И в 1870-ом году бывший морской офицер на свой страх и риск и на свои же деньги открыл в Твери учебное заведение. Идея Павла Павловича была простой: набирать в классы крестьянских девушек и давать им образование с тем, чтобы по окончании школы молодые учительницы отправлялись преподавать в деревни. Друзья Максимовича удивлялись: почему именно крестьянки должны носить высокое звание Учителя. Павел Павлович отвечал: потому что они, как никто другой знают, что такое крестьянская жизнь и крестьянский быт.
Открыв школу, Максимович стал её директором. Он отдавал учебному заведению все силы и средства, сам искал преподавателей и брал на работу только лучших. Главное, чего ждал от них Павел Павлович, что они будут с уважением относиться к ученицам и в каждой видеть личность. Результат трудов директора был блестящим. Вот, что писали о его детище: «Вся школа составляла дружную работящую семью, беззаветно преданную своему делу, где не было места ни лжи, ни лести, ни формальным отношениям».
Школу Максимовича называли «школой нового типа с уровнем среднего специального учебного заведения». Однако программа обучения была шире, чем даже в гимназиях. «Максимовкам» — так величали себя ученицы — в течение трёх лет преподавали точные, гуманитарные и естественные науки. Павел Павлович оборудовал кабинеты физики и химии. Девушки занимались спортом, ставили спектакли, давали концерты. При школе заботливый директор открыл и народное училище, где воспитанницы проходили свою первую в жизни учительскую практику.
«Максимовки» относились к школе, как к родному дому. Здесь не ставили отметок, не проводили экзаменов при переходе из класса в класс. И барышни были счастливы тем, что учатся не для оценок, а для знаний. О школе Максимовича говорили в Москве и Петербурге. Она стала одной из лучших в России. Павла Павловича уважали так, что когда он однажды привёз учениц на экскурсию в Первопрестольную и привёл их в Третьяковку в тот день закрытую, Павел Третьяков специально для них открыл свою галерею.
Школа Максимовича просуществовала полвека, до 1919-ого года, и выпустила больше тысячи педагогов. А её основатель в 1886-ом был награждён золотой медалью, как особо выдающийся деятель народного просвещения и образования. Сегодня вензель с буквами «ШМ» — Школа Максимовича — украшает герб Тверского государственного университета, ведь основой этого высшего учебного заведения стало любимое детище Павла Павловича.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема