Патриарх Сергий (Страгородский) встал во главе Русской Православной Церкви в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Широко известна его деятельность по сбору средств на нужды фронта — откликнувшись на призыв Сергия, верующие со всей страны внесли вклад в дело победы над фашизмом. Патриарха Сергия знают и помнят не только в России. В конце XIX-го столетия, тогда ещё священником, несколько лет он нёс миссионерское служение в Японии. В то время будущий патриарх вёл дневник. Он в подробностях записывал всё, что с ним происходило, что впечатлило в далёкой Стране Восходящего солнца. Как надеялся сам патриарх Сергий (Страгородский), эти записки могли бы помочь потомкам узнать о деле евангельской проповеди, которое совершала в Японии русская православная миссия. Так и случилось: дневники позже были опубликованы под заголовком «На дальнем Востоке. Письма японского миссионера». На протяжении многих лет они переиздаются и неизменно пользуются большим читательским интересом.
Записки патриарха Сергия — живые, эмоциональные — читаются, словно увлекательная приключенческая проза. В начале книги будущий патриарх предстаёт перед нами молодым выпускником Петербургской духовной академии, совсем недавно рукоположенным в священный сан. Он листает православный служебник на японском языке, вглядывается в таинственные иероглифы, и размышляет о том, что ждёт его в неведомой стране, где предстоит нести людям Христово учение. И вот, после долгого морского путешествия, которое автор тоже в подробностях описывает, он, наконец, в Японии. Взору отца Сергия она предстала необыкновенно зелёной и красивой: сосновые леса, уходящие к горизонту поля, и надо всем этим — сверкает снежной вершиной величественный вулкан Фудзияма.
Будущий предстоятель Русской Православной Церкви, стал преподавателем догматики в духовной Семинарии, которую в 1875-м году открыл в городе Токио святитель Николай Японский. Преподавать пришлось на японском языке. С юмором отец Сергий пишет, как порой делал ошибки в сложном произношении: «Иной раз вместо „ограничение“ скажешь „забор“, вместо „положение“ — „кладь“, а то и ещё хуже. Но семинаристы ухитряются понимать и это». В Японии отцу Сергию довелось стать свидетелем разрушительного землетрясения 1891-го года. Он в подробностях описывает это событие. И отмечает, как трагедия сплотила людей. «Теперь по всей Японии замечательный подъём духа, — пишет он. — Все стараются что-нибудь сделать для пострадавших. Не отстают и наши христиане: среди них идёт сбор средств, женская школа шьёт одежду, сёстры милосердия ходят за раненными, заводят вре́менные больницы, приюты, собирают сирот и бездомных».
Вместе с отцом Сергием на страницах его записок «На дальнем востоке. Письма японского миссионера», мы увидим Японию не только как экзотическую страну. Но как место, где трудами русских проповедников укоренилось православное христианство и появилась Японская Церковь. Которая по сей день зажигает веру в сердцах жителей страны Восходящего солнца.
Все выпуски программы Литературный навигатор
- Людмила Ильюнина. «Оптина Пустынь — обитель вдохновения»
- Михаил Сизов. «Белые платочки»
- Патриарх Сергий (Страгородский). «На дальнем Востоке. Письма японского миссионера»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь»
Жизнь ― она вне пределов суеты. Она ― это кваканье лягушек или запах пожарища и тона переходные небес; или дождь, ночь, тишина и капли по крыше; или рассеянные туманы, сиреневые рассветы, или ночные огни. Всё это за пределами чувств. То, что схватываешь пальцами души, как берёшь на ощупь воздух, то, иное, к чему не можешь притронуться, ― но ты и этого касаешься, непроизвольно, непринуждённо, по-свойски, словно тысячу лет тебя там ждали, и вот ты пришёл домой.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 января. О семье святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти святой Емилии, матери святителя Василия Великого, жившего в четвёртом веке.
О семье святителя — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим слова «святое семейство», то всегда относим их к Пресвятой Богородице, Праведному Иосифу и Господу нашему Иисусу Христу. В истории церкви было немало семей, в которых все члены семьи были святыми. Одним из самых замечательных таких семейств была семья святителя Василия Великого. Его мама Емилия, он сам, его сестра Макрина, его брат Петр, епископ Севастийский, все они станут святыми. И не просто святыми, а теми людьми, которые во многом повлияют на становление Церкви Христовой, потому что IV век — это золотой век святоотеческой письменности.
Отец умер рано, и святитель Василий вспоминал, что воспитывала и наставляла их в благочестии сестра Макрина, но над всем этим, как птица, своими крылами покрывала своей любовью мать святая Емилия. И дети росли, все разные, и все очень по-разному в церкви раскрылись. Но все стали святыми.
Удивительно, как в церкви послужит святитель Василий. Он будет и талантливым администратором, и догматистом, и первым будет основывать Дома милосердия, которые так и будут называться Дома Святого Василия. Там будут самые обездоленные, самые презренные, самые отверженные. И вот этот опыт, безусловно, святитель Василий извлек из опыта христианской заботы своей матери, потому что она заботилась обо всех. Она была примерной христианкой, любящей, скорбящей и сорадующейся со всеми людьми, которые встречались на ее пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 января. О почитании Святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего в четвёртом веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
В литургической жизни православной церкви Святой Василий, вместе с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом, именуется Великим Вселенским Учителем и Святителем. Эта почтенная традиция восходит к XI веку. Вместе со святыми Дионисием и Афанасием, которые оба были Александрийскими епископами, Святой Василий — один из всего трех отцов церкви, получивших наименование «Великий». Данный обычай весьма древний и связан с исключительной ролью этих святых в сохранении единства Вселенской Православной Церкви в эпоху гонений, как это было при Дионисии, во время догматических противостояний при Афанасии и самом Василии.
Делом жизни Василия стал Второй Вселенский Собор в Константинополе. Святого Василия следует считать подлинным духовным отцом нашего Никео-Константинопольского Символа веры. Ежедневно, читая его в молитвах и на богослужении, мы благодарно вспоминаем Святого Василия.
Святой прожил всего 49 лет. Его смерть стала подлинной трагедией для современников. По словам его близкого друга, святого Григория Богослова, она повергла в скорбь не только православных, но даже иудеев и язычников всей Кесарии. При этом сам Василий, скорее всего, знал о предстоящем ему исходе, поскольку, как это удалось установить современным исследователям, страдал от тяжелого заболевания кишечника. Подобно другим аскетам того времени, ранние подвиги, которым святой подвергал себя в начале своего монашества, подорвали его здоровье. Раны, от которых он, подобно исповедникам первых веков, страдал, так и не смогли излечиться. Уже во времена Василия церковь увидела в аскетизме и ограничении себя по заповеди Христовой продолжение мученических подвигов. Краткость жизни Василия — утешение тем служителям церкви, кто по неисповедимым путям Бога не имели возможности приобщиться к долголетию в земной истории.
Все выпуски программы Актуальная тема