
Патриарх Сергий (Страгородский) встал во главе Русской Православной Церкви в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Широко известна его деятельность по сбору средств на нужды фронта — откликнувшись на призыв Сергия, верующие со всей страны внесли вклад в дело победы над фашизмом. Патриарха Сергия знают и помнят не только в России. В конце XIX-го столетия, тогда ещё священником, несколько лет он нёс миссионерское служение в Японии. В то время будущий патриарх вёл дневник. Он в подробностях записывал всё, что с ним происходило, что впечатлило в далёкой Стране Восходящего солнца. Как надеялся сам патриарх Сергий (Страгородский), эти записки могли бы помочь потомкам узнать о деле евангельской проповеди, которое совершала в Японии русская православная миссия. Так и случилось: дневники позже были опубликованы под заголовком «На дальнем Востоке. Письма японского миссионера». На протяжении многих лет они переиздаются и неизменно пользуются большим читательским интересом.
Записки патриарха Сергия — живые, эмоциональные — читаются, словно увлекательная приключенческая проза. В начале книги будущий патриарх предстаёт перед нами молодым выпускником Петербургской духовной академии, совсем недавно рукоположенным в священный сан. Он листает православный служебник на японском языке, вглядывается в таинственные иероглифы, и размышляет о том, что ждёт его в неведомой стране, где предстоит нести людям Христово учение. И вот, после долгого морского путешествия, которое автор тоже в подробностях описывает, он, наконец, в Японии. Взору отца Сергия она предстала необыкновенно зелёной и красивой: сосновые леса, уходящие к горизонту поля, и надо всем этим — сверкает снежной вершиной величественный вулкан Фудзияма.
Будущий предстоятель Русской Православной Церкви, стал преподавателем догматики в духовной Семинарии, которую в 1875-м году открыл в городе Токио святитель Николай Японский. Преподавать пришлось на японском языке. С юмором отец Сергий пишет, как порой делал ошибки в сложном произношении: «Иной раз вместо „ограничение“ скажешь „забор“, вместо „положение“ — „кладь“, а то и ещё хуже. Но семинаристы ухитряются понимать и это». В Японии отцу Сергию довелось стать свидетелем разрушительного землетрясения 1891-го года. Он в подробностях описывает это событие. И отмечает, как трагедия сплотила людей. «Теперь по всей Японии замечательный подъём духа, — пишет он. — Все стараются что-нибудь сделать для пострадавших. Не отстают и наши христиане: среди них идёт сбор средств, женская школа шьёт одежду, сёстры милосердия ходят за раненными, заводят вре́менные больницы, приюты, собирают сирот и бездомных».
Вместе с отцом Сергием на страницах его записок «На дальнем востоке. Письма японского миссионера», мы увидим Японию не только как экзотическую страну. Но как место, где трудами русских проповедников укоренилось православное христианство и появилась Японская Церковь. Которая по сей день зажигает веру в сердцах жителей страны Восходящего солнца.
Все выпуски программы Литературный навигатор
- Людмила Ильюнина. «Оптина Пустынь — обитель вдохновения»
- Михаил Сизов. «Белые платочки»
- Патриарх Сергий (Страгородский). «На дальнем Востоке. Письма японского миссионера»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Великий Четверг, и мы вспоминаем Тайную Вечерю — евангельское событие, которое установило таинство евхаристии. Это же самое событие вспоминает и апостол Павел в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 11-й главы Первого послания к Коринфянам. Давайте послушаем эти апостольские слова и поразмышляем о том, как нам научиться причащаться Тела и Крови Христовых так, чтобы не подвергнуться за это осуждению от Бога.
Глава 11.
23 Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
Только что услышанные нами слова апостола Павла, как и вообще все апостольские слова, были написаны по определённому поводу, и в данном случае повод виден из самого текста: в Коринфе сложились довольно странные традиции, некоторые из которых явным образом противоречили сути христианства. Для того, чтобы указать на это противоречие, апостол Павел начал свою речь с упоминания совершения Господом Иисусом Христом Тайной Вечери. Апостол, напомнив прекрасно известные всем христианам евангельские события, напомнил и о той ответственности, которую несут те люди, которые подходят к таинству Тела и Крови Христовых недолжным образом.
Но как именно нужно готовить себя к этому Таинству? Как сделать причащение спасительным? Апостол Павел в своём ответе на эти вопросы сделал акцент на довольно загадочном для современного читателя Послания к Коринфянам словосочетании «рассуждение о Теле Господнем»: «Кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11:29).
Что означает эта апостольская мысль? Очевидно, что Павел не призывает сидеть и в обыденном смысле рассуждать, то есть говорить, о Теле Господнем. Речь у апостола идёт о том, что Церковь давно сделала правилом, которое известно всем христианам: нельзя относиться к Телу и Крови Христовым как к обычному хлебу и вину, нельзя подходить к Чаше без предварительного испытания своей совести, нельзя причащаться без молитвенной сосредоточенности, в конце концов, нельзя приступать к Таинству, пребывая с кем-либо во вражде. Апостол Павел своими словами предостерегает нас против превращения Таинства Тела и Крови Христовых в привычку, ведь такая опасность действительно есть, и подстерегает она вовсе не тех, кто часто причащается, а тех, кто, причащаясь, не удосуживается сосредоточить свой ум на Теле Господнем.
Если же смотреть на слова апостола Павла чуть шире, то они призывают нас находить время и силы для того, чтобы погружать свой ум в размышления как о Евангелии, так и о церковных таинствах. Без такового погружения ума движение по пути спасения попросту невозможно, без него никакая молитва не сможет достичь своей цели и приблизить нас к Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Операция для студента Максима из Рязани

Максиму Филатову 17 лет, он студент Рязанского колледжа, будущий программист. Молодой человек почти всё время посвящает учёбе. Максим хочет стать профессионалом в выбранной профессии. Ради своей мечты юноша ежедневно преодолевает дискомфорт. Дело в том, что у него серьёзная патология — искривление позвоночника. И когда он сидит за столом или наклоняется над учебником, у него возникают боли. Приходится всё время подбирать положение, в котором можно более-менее нормально заниматься. Но Максим упорно идёт к своей цели, и трудности его не пугают. Однако такая патология сильно сказывается на его здоровье. Специальные корсеты и лечение результатов не дают. Помочь молодому человеку может только операция. Её проведут бесплатно, но материалы для операции — стержни, винты и гайки, которые помогут позвоночнику распрямиться, нужно приобрести самостоятельно. И для семьи Максима — это дорого. Юношу воспитывает один папа, у которого тоже инвалидность.
Семью поддерживает фонд «Помоги спасти жизнь». На сайте проекта открыт сбор для Максима Филатова из Рязани, и вы можете его поддержать.
В декабре 2024 года вместе с вами мы помогли другому подопечному фонда с такой же проблемой, 12-летнему Антону Емельянову. Ему уже провели операцию на позвоночнике. Подросток чувствует себя гораздо лучше и может продолжать развиваться в любимом деле — видеомонтаже.
А сегодня у нас есть возможность совершить доброе дело для студента Максима Филатова. Для этого переходите на сайт фонда «Помоги спасти жизнь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Великой Среды». Священник Андрей Щенников

У нас в студии был настоятель храма священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе в Москве священник Андрей Щенников.
Разговор шел о евангельских событиях, вспоминаемых в Великую среду — о том как женщина-грешница помазала Христа драгоценным миром и о предательстве Иуды.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных темам Страстной седмицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена разговору о библейском Патриархе Иосифе.
Вторая беседа с протоиереем Максимом Первозванским была посвящена притчам о талантах и о мудрых и неразумных девах.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер