В середине пятнадцатого века турки захватили Константинополь, и порабощённая Византия больше не могла оставаться оплотом восточного христианства. Россия оказалась единственным в мире независимым православным государством. Однако, Русская церковь ещё долго входила в состав Константинопольской, как одна из митрополий. Лишь на исходе шестнадцатого столетия царь Фёдор Иоаннович обратился к четырём православным патриархам — константинопольскому, александрийскому, иерусалимскому и антиохийскому, с прошением утвердить в Москве Патриарший престол. Согласие было получено, и в 1589 году московский митрополит Иов стал первым Патриархом Русской православной церкви.
Иов родился в городе Старицы в Тверской губернии. В юности он принял постриг в Старицком Свято-Успенском монастыре и прошёл путь от простого послушника до настоятеля обители. По свидетельству летописца, «Иов наизусть знал все богослужебные тексты, а его чтение умиляло и услаждало». Иван Грозный, любивший чинные богослужения, заметил Старицкого игумена. По воле царя Иов переехал в Москву, где стал настоятелем Симонова монастыря, а затем епископом. Живя в столице, будущий патриарх нисколько не изменился. Добросердечный и бескорыстный, он оставался молитвенником, подвижником и бессребреником.
В 1598 году, через девять лет после избрания святителя Иова на Патриаршую кафедру, скончался сын Ивана Грозного, царь Фёдор Иоаннович. Пресеклась мужская линия династии Рюриковичей. На трон взошёл боярин Борис Годунов. Его правление было омрачено государственной смутой, которой предшествовало народное бедствие. После нескольких неурожайных лет в России свирепствовал голод, грабежи и разбои стали обыденностью, страна погружалась в хаос. И в этом хаосе появился самозванец, объявивший себя сыном Ивана Грозного — царевичем Дмитрием, чудом спасшимся от рук убийц в 1591 году. Лжедмитрия поддерживала польско-литовская элита, Папа римский оказывал ему покровительство и финансовую помощь. Одной из политических целей самозванца было присоединение России к католичеству через заключение унии. Патриарх делал всё от него зависящее, чтобы поддержать законную власть и защитить православную веру.
Между тем, войско Лжедмитрия вступило в пределы России и приближалось к Москве. Всё больше изменников примыкало к смутьяну, предполагая, что за ним сила. 13 апреля 1605 года, после внезапной кончины Бориса Годунова, город был сдан самозванцу и полякам. Сообщники Лжедмитрия ворвались в Успенский собор Кремля во время богослужения. Патриарх Иов коленопреклоненно молился перед Владимирской иконой Божией Матери.
ПАТРИАРХ ИОВ:
О, Пречистая Владычица Богородица! В этом храме, у Твоего чудотворного образа, был возложен на меня, недостойного, святительский сан. Девятнадцать лет я, грешный, правил Церковью Христовой, храня целость Православия. А сегодня беда пришла на нашу землю. Молю тебя, Пречистая, утверди молитвами Твоими веру нашу и защити землю русскую!
Разгорячённая толпа бросилась на патриарха.
БУНТОВЩИК:
Вот он, главный противник царского наследника! Хватайте его!
С Иова сорвали святительское облачение и с бесчестием вытолкали на улицу. На восьмидесятилетнего старца со всех сторон сыпались удары, так, что он уже не чаял остаться в живых. Избивая предстоятеля, бунтовщики понуждали его признать власть Лжедмитрия.
БУНТОВЩИК:
Поклонись царевичу Димитрию Иоанновичу, дерзкий старик, и он помилует тебя!
ПАТРИАРХ ИОВ:
Не царевич он, а самозванец, что Бога не боится и стыда не имеет! Опомнитесь, православные, не предавайте своей веры и Родины!
Но народ не внял призыву святителя. Большинство бояр и архиереев присягнули Лжедмитрию. Иова всенародно проклялии сослали в Старицкий монастырь. Целый год потребовался русским людям, чтобы убедиться в правоте изгнанного патриарха и поднять восстание. Лжедмитрий был убит. Вновь избранный царь Василий Шуйский и собор русских епископов послали к Иову гонцов с прошением вернуться на патриаршество. Однако тот по болезни и старости отказался, указав на кандидатуру Казанского митрополита Ермогена, одного из немногих, кто не принял самозванца.
В Успенском соборе Кремля при большом стечении народа святителю Иову было принесено всенародное покаяние. Смиренный старец стоял рядом с вновь избранным патриархом в простой иноческой одежде. Выслушав слова покаяния и прослезившись, он призвал на всех Божие милосердие и прочитал разрешительную молитву. Затем патриарх Иов вновь затворился в келье Старицкого монастыря, посвятив все оставшееся время своей земной жизни сердечному предстоянию пред Богом.
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Фестиваль языков Fiesta de los Idiomas и православный приход в чилийском Сантьяго
Не зря наша программа называется «Вселенная Православия», ведь Православная Церковь в наши дни действительно распространилась по всему миру. И православные храмы существуют в самых разных странах. Например, в Чили. В столице этой горной страны, Сантьяго, существует русско-сербский приход во имя святителя Николая. Его уникальной особенностью является то, что приход принадлежит сразу двум Православным Церквям — Русской и Сербской. Причина заключается в личности настоятеля — священника Душана Михайловича. Серб по национальности, высшее образование он получил в России. Душан окончил Академию музыки им. Гнесиных в Москве. Затем работал дирижером. Сначала в Москве, потом в Сербии. В 2004 году Душан решил стать священником. Для этого он опять отправился в Россию. С 2007 по 2010 г. Душан обучался в Самарской духовной семинарии, по окончании которой он был рукоположен, а затем отправлен на служение в Чили.
Отец Душан ведет в Сантьяго активную миссионерскую деятельность. В первую очередь, заботится о том, чтобы в числе прихожан были не только эмигранты, но и коренные чилийцы. Для этого приход устраивает разные мероприятия или же принимает участие в значимых культурных событиях города. Одно из них — столичный Фестиваль языков «Фиеста де лос идиомас» или по-русски «Языковая вечеринка». Фестиваль проходит ежегодно в ноябре. В рамках мероприятия различные национальные и культурные учреждения ставят временные павильоны на площади в центре Сантьяго перед литературным кафе — «Кафе Литерарио». В павильонах в течение нескольких дней проводятся языковые и культурные занятия, а также выставки, посвященные традициям различных стран.
Вот уже несколько лет в Фестивале языков принимает участие православный приход святителя Николая. Принимает не единолично, а в содружестве с Российским центром науки и культуры, который работает при Российском посольстве в Сантьяго. Прихожане русско-сербского храма проводят для гостей фестиваля различные уроки и мастер-классы. Особой популярностью пользуются занятия по русскому языку. Также рядом с павильоном в течение дня дают небольшие концерты коллективы русской народной песни. Многие из певцов прихожане храма святителя Николая.
Знакомство с некоторыми традициями Православной Церкви происходит у гостей фестиваля на уроках вышивки. Их проводит супруга отца Душана — Эллина. У нее тоже интересная биография. Эллина из России и до брака с отцом Душаном работала преподавателем в Саратовском университете. Эллина не только рассказывает гостям фестиваля об азах древнего искусства, но и показывает посетителям павильона свои работы и работы других мастеров. Это и предметы народной культуры — например, вышитые полотенца. Но, прежде всего, вышитые иконы Иисуса Христа, Богоматери и святых. Чилийцам, заинтересовавшимся искусством вышивки, она объясняет основы православного вероучения. Все желающие могут получить в русском павильоне буклет, в котором рассказывается о Православной Церкви в Южной Америке. Есть в буклетах сведения о храме святителя Николая в Сантьяго, времени совершения там богослужения. Вечером прихожане знакомят гостей фестиваля с русскими народными играми. А завершает программу обычно небольшой концерт русской народной и духовной музыки.
Все выпуски программы Вселенная православия