В двадцатом веке по России прокатилась волна террора. Власть агрессивно, жестоко и методично выступала против собственного народа. О размахе этого чудовищного явления сегодня свидетельствует количество памятников, посвященных жертвам политических репрессий – по всей стране их насчитывается более тысячи. Есть такой монумент и в Тольятти.
Всякий раз, когда заходит речь об установке подобного мемориала, остро встает вопрос – как он должен выглядеть? Как найти ту верную форму, которая сможет передать меру преступления и глубину страдания? В Астрахани о боли и скорби свидетельствует фигура раненой птицы, запутавшейся в колючей проволоке. В Санкт-Петербурге – пирамида из гранитных кубов с терновым венцом и закрытой книгой. В Красноярске – Свято-Никольский храм, установленный на месте пересыльного пункта.
В Тольятти на конкурсе проектов победил эскиз замечательного скульптора Игоря Бурмистенко «Скорбящий ангел». К сожалению, Игорь Степанович не дожил то того момента, когда его труд был воплощен – работу по созданию мемориала завершил его друг и единомышленник художник Игорь Прокопенко. В 2005 году, 30 октября, в день памяти жертв политических репрессий, памятник был торжественно открыт на аллее ветеранов в Центральном парке города. Правда, поначалу скульптура ангела была выполнена из гипса. Только через год ее заменил бронзовый монумент, изготовленный мастером художественного литья Виктором Фоминым.
Мимо памятника невозможно пройти не остановившись. Бронзовая фигура сидящего ангела помещена на серый гранитный постамент. В руках у скорбящего небожителя раскрытая книга, устало опущенная на колени. На страницах, обращенных к прохожим, можно прочитать слова: «Время собирать камни». Постамент по периметру окружен плитами из черного гранита, на которых высечены имена ста семидесяти одного жителя Ставрополя-на-Волге, расстрелянного во время репрессий.
Конечно, это далеко не полный список пострадавших от произвола властей. Известно, что в Самарской области было репрессировано более сорока тысяч человек. Во время строительства Жигулевской ГЭС использовался каторжный труд двадцати пяти тысяч политзаключенных. Чтобы стать жертвой карательной машины, в те времена необязательно было совершать какие-то антиправительственные действия или делать соответствующие заявления. Достаточно было принадлежать к национальной, социальной или религиозной группе, которую объявляли враждебной. Только в тридцатые годы в Ставропольском районе были безвинно арестованы 69 священнослужителей и 350 членов их семей.
Многие репрессированные ставропольчане безвестно исчезли и даже места захоронений большинства невозможно узнать. Так что единственное место, куда их родственники могут возложить памятный венок – это к ногам Скорбящего ангела. И все-таки хорошо, что это именно ангел, который не только скорбит, но и твердо знает – у Бога все живы.
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.
7 мая. О воздействии музыки Чайковского на слушателя

Сегодня 7 мая. В этот день в 1840 году родился русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
О воздействии музыки Чайковского на слушателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Благодарение Господу, такие меценаты, как госпожа фон Мекк, взявшая на себя финансирование всех нужд композитора, что обеспечило ему, как некогда Микеланджело покровительству ему Лоренцо Великолепным, возможность творить балеты, оперы, «Времена года», произведения малого жанра, знаменитые симфонии являются и поныне произведениями, которые несут слушателям всей планеты вдохновение, успокоение, снимают стресс и приобщают к глубинам бездонного человеческого сердца. И сегодня хочется помолиться об упокоении раба Божьего Петра, его благочестивых родителей, маменьки, которая вымолила в своё время мальчика из когтей смертельной болезни, предстоя фамильному образу Владимирской иконы Богородицы, и выразить уверенность, что имя Петра Ильича Чайковского — это имя самой России. И покуда шестая часть света, Россия, распространяет своё духовное и нравственное миротворческое влияние посреди всех народов, будет звучать музыка Чайковского, которая нас воспитывает, облагораживает и учит восходить умом во области заочной, дабы мы, слыша произведение Чайковского, славили Святую Троицу. Она является источником жизни и всякого подлинного творчества.
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.