






Кэтрин Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс» — «Ключ к счастью»

Фото: Piqsels
Может ли счастье быть легкодостижимым? Может ли трудная жизнь быть счастливой? Эти вопросы ставятся в повести Кэтрин Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс», написанной в 1976 году. Одиннадцатилетняя Гилли попадает в очередную приёмную семью, к пожилой добросердечной женщине по имени Троттер. Гилли не желает никому верить, ей нужна только её собственная мама. Та оставила дочь сразу после рождения, но Гилли надеется, что однажды мама заберёт её. Однако, незаметно для себя, девочка со временем привязывается к опекунше. Проходит несколько месяцев, и органы опеки заставляют Гилли оставить Троттер и уехать к внезапно объявившейся бабушке. Чуть позже на девочку обрушивается ещё один удар. Появляется долгожданная мать, и Гилли наконец понимает: она никогда не была нужна своей матери и сейчас не нужна. Девочка звонит Троттер, чтобы сказать, как всё плохо. А в ответ Троттер говорит, казалось бы, неожиданные вещи. Например, что нельзя ждать от жизни одного хорошего.
— Но если жизнь такая плохая, — спрашивает Гилли, — почему же ты такая счастливая?
— Разве я сказала, «плохая»? — отвечает Троттер. — Я сказала «трудная». Когда хорошо сделаешь трудное дело, вот и радуешься.
Троттер живёт именно так. На протяжении всей повести она хорошо делает трудные дела: обогревает Гилли, заботится ещё об одной сироте, опекает слепого старика-соседа. И всё это она делает смело, открытым сердцем, творчески. Философия Троттер удивительно близка словам митрополита Сурожского Антония, богослова двадцатого века. Готовы ли мы, спрашивает он, жить не просто в надежде на то, что с нами произойдёт что-то хорошее, на то, что кто-то что-то для нас сделает, но быть готовым сделать для других всё, что только можно сделать?
Утвердительный ответ на вопрос владыки Антония, пожалуй, и есть ключ к счастью. Троттер его нашла для себя и, что не менее важно, сумела передать его Гилли.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Охотск (Хабаровский край). Храм Преображения Господня
На самом севере Хабаровского края есть небольшой поселок Охотск. Его название не имеет отношения к охоте, как может показаться. Оно произошло от слова «охота». Это топоним, с языка коренных жителей он переводится просто — «река». В устье речки Охоты и раскинулось одно из старейших на Дальнем Востоке селений.
Русское зимовье появилось здесь ещё в 1647 году. Три десятка казаков, следовавших из Сибири на Камчатку, добрались тогда до берегов Охотского моря, которое является частью Тихого океана. Первопроходцы срубили добротную деревянную крепость — острог и через некоторое время заложили в ней храм в честь праздника Преображения Господня.
Когда точно в Охотске появилась первая церковь, сегодня и не скажешь. Доподлинно известно, что в 1737 году она уже существовала. Тогда здесь была основана «Охотская навигацкая школа». В ней молодые казаки постигали премудрости мореходства. Инициатором создания школы был российский мореплаватель Витус Беринг. Он возглавлял экспедицию по созданию на Тихом океане постоянного российского флота. В рамках этой кампании в Охотске развернулось судостроение. В 1740 году на воду были спущены два первых судна, названные именами святых апостолов Петра и Павла.
Охотск стремительно развивался как центр мореплавания. Преображенская церковь на протяжении многих десятилетий оставалась духовной опорой для его жителей. Деревянное здание несколько раз горело, но неизменно восстанавливалось. В последний раз его перестроили и освятили в 1891 году.
После революции 1917-го храм Преображения Господня разрушили безбожники. Общинная церковная жизнь в Охотске вновь затеплилась в девяностых годах двадцатого века. Вначале православные собирались в здании бывшего кинотеатра, затем оборудовали под церковь маленькую избушку на берегу реки Охоты.
А в 2012-ом начали строительство нового храма! Верующие сами заготавливали брёвна в тайге, сами пилили, красили, штукатурили и спустя четыре года над деревянной церковью засияли купола. Её освятили, по старинной традиции, в честь Преображения Господня.
Вскоре здесь появились свои святыни. Одна из них — икона Николая Чудотворца, выполненная по заказу московским мастером. Образ этот особенный. За спиной у святителя иконописец изобразил новый Преображенский храм в окружении сопок и Тихий океан. А в волнах видны парусники — «Апостол Пётр» и «Апостол Павел». Те самые два первых судна, что изготовили в Охотске на заре его истории для экспедиции Витуса Беринга.
Все выпуски программы ПроСтранствия
24 ноября. О воздаянии

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павда к фессалоникийцам есть слова: «Праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба».
О воздаянии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Воздаяние является основанием христианской надежды. Действительно, надежда направлена в будущее, имеет цель. Если бы Христос сказал: «Исполняйте заповеди Мои», но при этом не определил смысл такой жизни, последующую награду, если бы вместо ожидаемых благ нам просто сказали: «Молодец», то некоторые не стали бы проходить так ревностно своё служение и жить благочестиво.
Однако Христос исполнителям воли Божией говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Хотя мы понимаем, что с Богом у нас установлены не торговые отношения «ты мне — я тебе».
Иоанн Богослов замечает: «Обетование, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная». Вот что важно. Все, исполняющие заповеди Божии, будут иметь вечную жизнь. Это лучшее и большее, что хочет дать Бог верующим в Него и любящим Его. Воздаяние есть следствие правды Божией, Его справедливости, ведь Он не только милостивый Судья, но и праведный. Будем помнить призыв апостола любви — быть со Христом: «Дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествии Его».
Все выпуски программы Актуальная тема











