
Анна Тумаркина
Я возвращалась домой с работы зимой, поздно вечером. Нужно было перейти дорогу недалеко от одного из московских вокзалов. Вечером у вокзала всегда много машин и все спешат.
Когда я подошла к пешеходному переходу, на светофоре ярким рубиновым огоньком загорелся красный человечек. Странно, но ни справа, ни слева движения не было. На соседних перекрестках виднелись автомобили, снующие туда-сюда, свистели тормоза, а на моем — ни души. И сам собой в голове начался диалог между условной Аней-спешу-домой и Аней-уважаю-ПДД:
— Ну, смотри, никого нет, на дороге пусто, кто-то уже переходит, а тебе домой надо...
— Нет, Правила дорожного движения не мы придумали. Другие пусть идут, а я дождусь зеленого света.
— И долго ждать собираешься? Вон, уже сколько времени стоишь, машин — ни одной на горизонте. Переходи дорогу спокойно, бояться нечего.
— Э, сэкономленная минута или смерть, кажется так?
Видимо, моя внутренняя Аня-законопослушная взяла контроль над другой и решение было принято — дорогу на красный не перебегать.
Удивительно, но в самый момент принятия данного решения загорелся зеленый свет. Чудо? Не знаю... Но точно — пища для размышлений.
Смотрите, как интересно: в духовной жизни подобные ситуации подстерегают нас нередко. Тебе дается возможность достичь некоей цели, ты можешь даже немного нарушить правила. И как будто без ощутимых потерь. Еще не закончился пост, а в магазине лежит и манит любимая колбаска по выгодной цене. Ну, что случится, если ты ее попробуешь? Вдруг завтра все раскупят? Покупаешь, с аппетитом вкушаешь скоромный деликатес, а через неделю пост кончается, но ты не чувствуешь радости разговения, как бывало прежде.
Или другой пример: ты не готовишься должным образом к Причастию и идешь к Чаше. Можно было не причащаться в этот раз, потом хорошенько подготовиться, но ведь сегодня воскресная Литургия. Ты причащаешься, проходит время и не оставляет ощущение: что-то не так.
Третий пример: тебя позвали стать крестной. Приятно, почетно. Но ты только вчера ознакомилась со Священным Писанием! А уже хочешь стать крестной? Огласительные беседы? Зачем эта дополнительная суета? И вот уже вся семья лучшего друга радуется за новокрещенного, а ты понимаешь, что обязанности крестной тебе не под силу. Себя бы воцерковить, а тут еще младенец... Снова чего-то не хватает.
Прошла неделя, и я снова оказалась в похожей ситуации. Снова стою у светофора, горит красный, машины далеко, вечер, хочется домой. И опять я — ни с места. Ничем не рискую, но перейти не могу, чувствую — что-то будет не то. А почему не могу, почему? Что это за странное «не то», будто неприятный привкус от не слишком свежего тортика? Я вспомнила все, о чем размышляла неделю назад и — кажется, до меня дошло! «Что-то не то» — всего лишь обычная человеческая хитрость. Она же лукавство. Лукавить мне попросту противно.
Это отдаляет меня от Бога, делая полноту радости невозможной. А я хочу быть с Ним всегда. Не я придумала ПДД, как не я придумала правила жизни. Их создал Господь. Совсем не для того, чтобы усложнить нам бытие. Просто нам не всегда очевиден Его замысел. Я хочу доверять Господу и не отдаляться от Него даже через то, что, по неведению кажется простой формальностью.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема