Месть — одна из очень глубоких человеческих реакций. Когда нам — или тем, кого мы считаем своими — причинили зло, мы испытываем ярость и гнев, нам хочется разделаться со злодеями. Особенно, когда мы сталкиваемся с абсурдными, вопиюще бессмысленными актами жестокости и насилия — например, атаками террористов против случайных и невинных людей.
Специалистам по борьбе с террором, однако, некогда негодовать — им важно понять мотивы злодеев. И, как правило, этот мотив лежит на поверхности — месть. Это, в глазах террористов, справедливое воздаяние за зло. Террор убивает невинных людей? Бомбы тоже часто убивают невинных людей. Террористы считают, что они выравнивают весы, наказывают тех, кто этого заслужил.
Конечно, с нашей точки зрения это полное безумие — и это, несомненно, безумие и есть. Но в своих глазах злодеи выглядят героями — даже мучениками, жертвующими собой ради справедливости. Месть по — разному выглядит изнутри и снаружи. В глазах мстителя — это восстановление попранной справедливости, а вот извне она выглядит как проявление бессмысленной, поистине дьявольской жестокости и злобы.
Но это верно и в отношении тех проявлений мести, которые мы сами готовы одобрить — или даже совершить. В наших глазах это нечто справедливое и чуть ли не святое, а вот для постороннего взгляда это просто крайняя злоба. Причем часто это не реакция на лично пережитую боль — громче всего мести требуют те, кто прочитал о злодействе в сети, и никак не пострадал от него лично.
Если мы хотим справедливости, то она, несомненно, будет явлена — нераскаянные злодеи окажутся в аду. Собственно, они уже там, только дверь пока не закрылась — они еще могут покаяться. Но преследовать их местью — значит гнаться за ними в ад. Месть, ненависть, ярость — это тот клей, которым человек приклеивается к злодею — и отправляется в ад вместе с ним.
И вот слово Божие требует — и требует резко, потому что от этого зависит наше спасение — отцепиться. Оставить злодеев суду Божию. Как говорит Апостол, «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О значении Миланского эдикта

В этот день в 313 году византийский император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность.
О значении эдикта, названного историками Миланским — священник Августин Соколовски.
Если с точки зрения обычной светской перспективы Миланский эдикт был вещью в себе и просто-напросто изменил положение вещей в римском государстве, то для православного христианского сознания этот закон стал первым этапом на пути подлинного преображения всего прежде существовавшего.
Последующими этапами были Вселенский собор в Никее, восстановление Иерусалима и Воскресение Словущее — освящение храма Гроба Господня, —основание Константинополя, крещение самого Константина на смертном одре. Таким образом, всего получается пять вех, которые, подобно пяти чувствам человека, оживотворили ход вещей и продолжают делать это неисповедимыми и невидимыми путями до скончания века.
Следствия Миланского эдикта огромны. Их можно осмыслять очень долго, но, пожалуй, самое главное, отныне всякий гонитель христиан, утверждающий, что преследует Церковь Христову будто бы во имя прогресса и освобождения человечества, на самом деле вступает в противоречие с нормами всей великой греко-римской и евразийской цивилизации, на которой строится вся наша современность.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О служении медиков

Сегодня 15 июня. День медицинского работника.
О служении медиков — игумен Назарий (Рыпин).
Значение медицины, конечно же, велико в жизни современного человека. Все мы так или иначе болеем, обращаемся к врачам.
Но ещё в Ветхом Завете сказано: «Не греши, чтобы не пасть в руки врачей», — во-первых. И мы знаем, что, когда попадаешь действительно в руки медиков, то очень много приходится претерпевать всевозможных скорбей болезненных, процедур, операций, быть может даже. Но это помогает нам сохранять какое-то всё-таки, как это называют врачи, качество жизни.
И в другом месте Премудрый Соломон говорит: «Не пренебрегай врачом, ибо он в своё время нужен». И в нашей жизни мы видим необходимость медиков, их служения человеку. Мы знаем даже три пары врачей, которых звали Косма и Дамиан, в разных местностях они жили, Пантелеимона Великомученика, они не брали денег.
Но в современном мире иногда медицина становится коммерцией. И вот дай Бог, чтобы наши врачи сохраняли всё-таки это служение. Потому что настоящий медик, конечно же, служит людям, как учитель, как воин и как священник.
Все выпуски программы Актуальная тема