
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!»
Эти слова взяты из Евангелия от Матфея.
Причиной таких обличительных слов Христа – а из Евангелия мы знаем, что Он не раз обращался к фарисеям, называя их лицемерами и слепыми вождями, – было то, что фарисеи всё делали напоказ и больше заботились о внешней обрядовости, чем о значении делаемого.
Потому и в этот раз Господь указывает им на мелочность, до которой они дошли в исполнении закона, издавая такие постановления:
«Все, что идёт в пищу, охраняется и произрастает из земли, подлежит десятинным сборам».
Христос сравнивает эту пустую деятельность с «оцеживанием» комара, противопоставляя его верблюду.
Для того, чтобы вода стала чистой, её оцеживают, пропускают через сито, чтобы не осквернить чем-то вроде комара. Но следя за тем, чтобы в воду не попал комар, по слепоте своей, пропускают целого верблюда. И оттого вся эта работа оказывается пустой и ничего не стоящей.
Блаженный Иероним Стридонский объясняет: «Спаситель обличает фарисеев и законников в скупости, потому что они заботливо требовали десятины даже незначительных овощей и оставляли без внимания правый суд при разборе дел, милосердие к бедным, сиротам и вдовам и веру в Бога, что имеет весьма великое значение».
Выражение «оцеживать комара» означает придавать значение мелким и малозначительным вопросам, забывая о важном и сути того, для чего делается и малое, и большое.