
«Господи, помилуй, / Господи, прости! / Помоги мне, Боже / На моём пути!/ Я так слаб душою / Телом также слаб, / И страстей греховных / Я преступный раб!»
Песня разносится над каменистым островом посреди холодного моря. Её распевает главный герой картины «Остров» режиссёра Павла Лунгина, монах Анатолий. Он трудится истопником в монастырской котельной. Там же, на куче угля отец Анатолий и спит, хотя настоятель монастыря не раз предлагал ему более комфортные условия.
По мнению окружающих, отец Анатолий вообще ведёт себя странно и непонятно. То дверную ручку сажей измажет, то обгоревшую головню под ноги настоятелю кинет. Однако со временем в его эксцентричных поступках открывается глубокий смысл.
Как, например, в одном из самых ярких эпизодов фильма. Однажды в монастыре случается пожар, который сильно повреждает келью настоятеля — отца Филарета. Оставшись без крыши над головой, игумен отправляется на ночлег в каморку отца Анатолия. Ночью истопник сжигает в печи любимые сапоги настоятеля, а тёплое заграничное одеяло бросает в море. Сначала отец Филарет искренне негодует, но вскоре его возмущение сменяется пониманием. Ведь своим поступком отец Анатолий указал ему на обременительные для духовной жизни привязанности.
«Я ведь, брат, на тебя и не сержусь. Я, брат, наоборот тебе благодарен. Да, благодарен, что избавил ты меня от всего лишнего, наносного. А я ведь и правда привязан был и к этим сапогам, и одеялу, а ты меня от них избавил. Спасибо тебе. А главное, показал ты мне, что веры во мне мало».
Образ главного героя, отца Анатолия, блестяще воплотил актёр и рок-музыкант Пётр Мамонов. Он сыграл юродивого, то есть человека, принявшего на себя подвиг мнимого безумия за свои грехи. Мы видим, как к отцу Анатолию приезжают больные или потерявшие всякую надежду люди. Монах помогает им, но внутренне убеждён, что получил свой дар исцеления не по заслугам. Однажды в разговоре с настоятелем герой признаётся:
— Мои-то добродетели смердят перед Господом. Воняют, прямо чувствую, как воняют.
— Ну, вот и чувствуй. А через это и спасёшься.
— Одно не пойму: за что мне всё это? Почему именно через меня Господь наставляет? Вроде за мои грехи удавить меня мало. А меня тут чуть не святым сделали. А какой я святой?
Говоря о тяжёлых грехах, отец Анатолий имеет в виду вполне конкретные события из собственной жизни. Мы узнаём о них в самом начале картины. Военный 1942 год, в море немцы захватывают русскую баржу с углём. На барже — шкипер и молодой кочегар. В отчаянной попытке сохранить свою жизнь, кочегар идёт на предательство: по приказу немцев он стреляет в своего товарища. Но фашисты всё равно взрывают баржу вместе с предателем. Бесчувственного кочегара находят монахи из расположенного неподалёку монастыря.
Сразу после этого действие фильма переносится в 70-е годы ХХ века. Постепенно зритель понимает, что отец Анатолий — и есть тот самый кочегар, совершивший грех предательства и убийства. Теперь он — монах, и вся его жизнь посвящена покаянию.
Тему покаяния и святости, обретённой через ясное осознание своих грехов, режиссёру Павлу Лунгину удалось раскрыть тонко и одновременно понятно и просто. Восприятию необычного сюжета помогает атмосфера фильма: серые северные пейзажи словно излучают какой-то внутренний свет! Усиливает восприятие и удивительная музыка, которую для «Острова» написал композитор Владимир Мартынов.
Картина вышла на экраны в 2006 году и стала знаковой для современного российского кинематографа — она первой из отечественных кинолент массового проката напрямую затронула тему православной веры. При этом режиссёр Павел Лунгин подчёркивал, что снял кино не для церковной, а для самой широкой аудитории. По признанию многих зрителей, именно этот фильм подтолкнул их к первому шагу на пути к вере.
Деяния святых апостолов

Деян., 29 зач., XII, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
На какого рода чудеса может рассчитывать верующий человек? И какие условия необходимы для того, чтобы удивительные события произошли в нашей жизни? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 12-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков,
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Прозвучавший отрывок рассказывает нам о начале гонений на христианскую Церковь. Царь Ирод, по прозвищу Агриппа, приказал убить Иакова Зеведеева, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Обнаружив, что это вызвало одобрение среди противников христиан, он начинает масштабные репрессии. Ироду удалось схватить одного из лидеров Церкви — апостола Петра.
Петра стерегли тщательно. Его бросили в темницу, сковали цепями, приставили к нему четырёх воинов. При этом смена караула происходила четыре раза в сутки. Как минимум двое стражников находились при нём постоянно. Они не отлучались от него даже тогда, когда он спал. Из всего этого мы видим, каким важным для Ирода был этот пленник. Ведь молва о тех чудесах, которые совершал апостол, широко распространилась среди людей. Очевидно, что и сам Ирод, как человек религиозный, верил в сверхъестественные дарования ученика Спасителя.
Однако несмотря на то, что Ирод признаёт, что Пётр обладает силой от Бога и исполняет волю Творца, в большей степени его интересует своя собственная воля. У Ирода есть свои амбиции и цели. А потому он чрезвычайно заботится о своей собственной репутации. Ему было очень важно одобрение религиозной элиты, а также поддержка радикально настроенных верующих из простого народа. Именно в угоду им он убивает Иакова. Именно заискивая перед ними, начинает гонения, хватает Петра и хочет его не просто казнить, но сделать это прилюдно. Он уверен, что это усилит его позиции как народного правителя.
Судьба Ирода, о которой рассказывает Книга Деяний, весьма поучительна. Во время одного из праздников придворные, зная, как падок Ирод на лесть, начинают сравнивать его с Богом. «Это голос Бога, а не человека», — говорят они ему. Ирод не укоряет придворных и не останавливает это богохульство. За это ангел Господень поражает его. Писание говорит, что «Ирод, быв изъеден червями, умер». Иудейский историк Иосиф Флавий, который довольно подробно описывает этот случай, упоминает о том, что после слов лести, Ирод взглянул на дерево и увидел филина. Он немедленно распознал в нём ангела, то есть вестника, и всем своим существом ощутил, что тот принёс ему недобрую весть. Внезапно царя скрутили жестокие боли в животе. Он прожил ещё пять дней и умер в страшных мучениях.
В прозвучавшем отрывке мы видим, как ангел является и Петру. Но действует он совершенно иным способом. Удивительным образом, словно всё происходит во сне, ангел освобождает апостола из тех обстоятельств, из которых по естественному человеческому разумению выхода нет. Ведь, в отличие от Ирода, Пётр горит желанием исполнять волю Творца. Он не ищет славы для себя. Он не заботится о собственной репутации. Он не заискивает перед окружающими, чтобы заручиться их поддержкой. Он уповает только на Бога. Его основная цель — проповедь Евангелия, которое он сам стремится воплощать в своей жизни ежедневно. А таким людям Господь помогает на каждом шагу. Он Сам устраивает их путь, чудесным образом решая те трудности, которые мы сами разрешить не в силах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Роль духовного отца в жизни христианина». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) говорили о роли и значении духовного отца в жизни христианина на основе писем святителя Феофана Затворника духовным чадам.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
В «Добром доме» семьи с онкобольными детьми обретают поддержку

13-летняя Аня Колесниченко вместе с мамой Антониной оказались в Москве год назад после того, как у девочки обнаружили редкий вид рака. Они приехали из города Тирасполя, что в Приднестровской Молдавской Республике. С тех пор семья ни разу не возвращалась домой. В Москве мама с дочкой смогли найти хорошую больницу и обрести поддержку неравнодушных людей. Они поселились в бесплатной социальной гостинице для онкобольных детей «Добрый дом». И это место стало для них островком радости среди больничных будней. Здесь Аня с мамой находятся в перерывах между госпитализациями.
«Самое главное — мы не одни! — говорит мама Антонина, — У Ани появились друзья, с которыми можно поиграть и поболтать. Вместе со мной она любит готовить. Недавно, например, мы испекли медовик. Лучевая и химиотерапия даются дочке нелегко, отнимают силы. Но у Ани лёгкий характер, она общительная, всегда на позитиве, сама не вешает нос и окружающих старается подбодрить».
А сама Аня добавляет: «В „Добром доме“ некогда скучать, здесь постоянно происходит что-то интересное!»
«Добрый дом» — это бесплатная гостиница для онкобольных детей и их близких, которые приезжают на длительное лечение в Москву со всей страны. Здесь находят поддержку и заботу тысячи людей. Помимо того, что проект предоставляет жильё, еду и нужные вещи, он помогает семьям в оплате анализов, а также организует им поездки на такси до больниц и обратно.
Вы можете поддержать проект и его подопечных, для этого переходите на сайт «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов