
Фото: PxHere
Иерусалим во время земной жизни Иисуса Христа был невероятно прекрасен! Храм, на протяжении веков остававшийся оплотом веры израильского народа, высился над городом сияющей короной. Иудейский историк первого века Иосиф Флавий так описал красоту этого здания: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».
Даже те, кто видел Иерусалимский храм каждый день, не переставали им восхищаться. В Евангелии описано, как апостолы призывали Иисуса Христа разделить их восторг: «Господи, посмотри какие камни и какие здания!». На что Спаситель ответил: «Придут дни, в которые из того, что здесь видите, не останется камня на камне, всё будет разрушено». С горечью и состраданием восклицает не принятый иудеями Божий Сын: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст».
Пророчество Христа сбылось без малого через сорок лет после Распятия. Иудеи по всей Палестине восстали против власти римлян — и потерпели поражение! Войско императора Тита заключило Иерусалим в блокаду, во время которой более ста тысяч людей погибли от голода. Затем, взяв ослабленный город штурмом, римляне полностью разрушили храм и сровняли с землей гору, на которой он стоял. Иерусалим был повержен в руины. Эти события, описанные Иосифом Флавием, нашли документальное подтверждение во время раскопок, организованных в 2015 году Израильским управлением древностей. Исследования проходили под руководством археолога Рины Авнер на территории Русского подворья.
Комментарий эксперта:
Русское подворье — один из старейших районов в Иерусалиме неподалеку от Старого города. На земле, купленной здесь у арабов в девятнадцатом веке, Императорское православное палестинское общество построило комплекс зданий для размещения паломников из России. В ходе строительства проводились археологические раскопки, благодаря которым удалось обнаружить остатки укреплений первого века. В 1964 году советское правительство продало большую часть подворья государству Израиль. В 2015 году городские власти Иерусалима наметили размещение на этой территории студенческого городка академии искусств и перед началом строительных работ предприняли археологические изыскания. Команда Управления древностей установила, что к найденной в девятнадцатом веке крепостной стене примыкает башня. С западной стороны этого укрепления специалистами найдено более семидесяти крупных камней — именно таких, какие римляне применяли при осаде крепостей. Руководитель раскопок Рина Авнер рассказала, что форма камней и их скученность в одном культурном слое неопровержимо доказывают, что они связаны с осадой города в первом веке. Доктор Авнер озвучила предположение, что эти ядра были выпущены из камнемётов легионерами императора Тита. Вероятнее всего, под прикрытием обстрела римляне подтянули к крепостной стене таран, который пробил в ней брешь и позволил солдатам войти в город.
Крепость, открытая учёными на территории Русского подворья, обрамляла Северную часть Иерусалима и включала в свои пределы Голгофу. Но в Евангелии сказано, что Распятие происходило за пределами города! Как же объяснить это противоречие? Разобраться поможет рассказ руководителя раскопок 2015 года Рины Авнер.
Комментарий эксперта:
Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские войны» сообщает, что к середине первого века в Иерусалиме сложилась непростая система стен. Историк свидетельствует о трех крепостях, две из которых были построены в пятом и втором столетиях до новой эры. А вот третью стену начали возводить по приказу иудейского царя Агриппы в начале сороковых годов первого века. Она была нужна, чтобы защитить северную часть Иерусалима, выросшую в первом столетии за пределами двух более древних крепостей. Однако, Агриппа прекратил строительство, опасаясь, что император Клавдий обвинит его в сепаратистских настроениях. Стена стала настоящим оборонительным сооружением только в 66 году — готовя восстание, иудеи позаботились таким образом о защите города.
Используя научные методы датировки, археологи установили, что руины на территории Русского подворья, относятся к середине первого века. А следовательно, они не могут являться ни первой, ни второй стенами, а только третьей, построенной иудейскими повстанцами.
Израильским ученым не только удалось воссоздать подробности осады Иерусалима, ставшие иллюстрацией предсказанного Христом разрушения древнего города. Доказав, что крепостная стена, защищавшая Северную часть Иерусалима, построена в сороковых-шестидесятых годах первого века, то есть, после казни Спасителя, археологи подтвердили достоверность Евангельской истории.
«Православные школы». Вячеслав Матвеев
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был эксперт в сфере общего образования, преподаватель русского языка и литературы, член Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета Русской Православной Церкви, ответственный секретарь Экспертного совета Синодального отдела религиозного образования и катехизации Вячеслав Матвеев.
Мы говорили о том, как организовано обучение в православных школах, в чем особенность такого образования и почему оно всё больше становится востребованым и среди не церковных людей.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Сергей Платонов
Все выпуски программы Пайдейя
Джек Уильямсон «Ретроспективный взгляд» — «Маленький поступок может определить жизнь»

Фото: Piqsels
«Посеешь поступок — пожнёшь судьбу», говорит народная пословица. Насколько она верна? Может ли то, что сейчас нам кажется мелочью, всерьёз повлиять в будущем на нашу жизнь? Поиску ответа на этот вопрос посвящён научно-фантастический рассказ Джека Уильямсона «Ретроспективный взгляд».
Сюжет рассказа таков: в далеком будущем Земля порабощена космическим Императором. Брек Веронар, изобретатель мощного оружия «Автовизор», переходит на сторону тирана. Двадцать лет спустя на Земле поднимается восстание, которым руководит бывший друг Веронара, Тони. Веронар уверен, что одержит победу, но выясняется, что Тони сумел разработать более совершенную модель Автовизора. Флот Веронара был разбит за две минуты боя.
Веронар однако не сдаётся. С помощью фантастического аппарата он сканирует прошлое, чтобы узнать, отчего его друг смог изобрести более совершенное оружие. Аппарат находит ответ. Двадцать лет назад Веронар пропустил лекцию по ядерной физике, которая подарила бы ему идею для более совершенного Автовизора. Пропустил он её, потому что однокурсница позвала его на танцы. Именно она, как установил Веронар, двадцать лет назад определила исход космической битвы. Так один поступок повлиял на судьбу планеты. Научная фантастика любит такие парадоксы.
Но разве в реальной жизни их не бывает? Как часто случается, что, начиная распутывать клубок событий, мы наталкиваемся на один-единственный поступок, решение, слово и понимаем — вот этот поступок, это решение, это слово определили во многом наше настоящее!
В финале рассказа Веронар запускает механизм изменения прошлого, и однокурсница адресует приглашение на танцы не ему, а Тони. Её поступок влияет на будущее, и двадцать лет спустя в повторным бою Автовизор Веронара оказывается мощнее оружия Тони. Но в последний момент, когда победа была уже в его руках, Веронар понимает: он не в состоянии предать друзей. Он намеренно выводит из действия свой Автовизор, чтобы Тони и земляне победили.
Когда читаешь это рассказ, думаешь: нам бы такой аппарат, чтобы понять, где и что в прошлом пошло не так. Понять — и исправить свои ошибки покаянием.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Козьмодемьянск (республика Марий Эл). Храм Смоленской иконы Божией Матери

Фото: PxHere
На юго-западной окраине республики Марий Эл река Волга делает крутой поворот и её высокий правый берег образует мыс. На нём амфитеатром раскинулся древний город Козьмодемьянск. Он был основан в шестнадцатом веке, когда Иван Грозный присоединил Казанское ханство к Русскому государству. В 1552 году царь возвращался из успешного похода. Он остановился на ночлег в живописном месте в день памяти бессребреников Космы и Дамиана и велел построить здесь крепость в честь этих святых.
Козьмодемьянский острог рос и развивался, прирастал каменными зданиями и в начале семнадцатого века стал считаться городом. Во второй половине девятнадцатого столетия здесь открылась первая в марийском крае стационарная больница, работали три завода и действовали пять училищ. Богослужения совершались в шести храмах. А в 1872 году был построен ещё один — величественный, пятиглавый. Его освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Основанием для возведения собора послужило тревожное событие, произошедшее шестью годами ранее. В Санкт-Петербурге, у ворот Летнего сада, революционер Дмитрий Каракозов выстрелил в императора Александра Второго.
Покушение не удалось — террористу помешал случайный прохожий. В благодарность Богу за спасение императора в России было заложено несколько храмов. Один из первых — в Козьмодемьянске, на самой оконечности мыса над Волгой.
В Смоленской церкви сложилась дружная община. Старостой стал почётный гражданин города, купец второй гильдии Павел Бычков. Он не жалел средств на благоукрашение храма и благодаря меценату рядом с церковью построили колокольню.
К сожалению, она была уничтожена после революции 1917 года, а храм безбожники закрыли. Долгое время там размещался краеведческий музей и лишь в конце двадцатого века здание вернули православным. 1 августа 1998 года в нём состоялось первое после длительного перерыва богослужение. С тех пор молитва под старинными сводами Смоленского храма в Козьмодемьянске не прекращается.
Все выпуски программы ПроСтранствия







