
Фото: PxHere
Иерусалим во время земной жизни Иисуса Христа был невероятно прекрасен! Храм, на протяжении веков остававшийся оплотом веры израильского народа, высился над городом сияющей короной. Иудейский историк первого века Иосиф Флавий так описал красоту этого здания: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».
Даже те, кто видел Иерусалимский храм каждый день, не переставали им восхищаться. В Евангелии описано, как апостолы призывали Иисуса Христа разделить их восторг: «Господи, посмотри какие камни и какие здания!». На что Спаситель ответил: «Придут дни, в которые из того, что здесь видите, не останется камня на камне, всё будет разрушено». С горечью и состраданием восклицает не принятый иудеями Божий Сын: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст».
Пророчество Христа сбылось без малого через сорок лет после Распятия. Иудеи по всей Палестине восстали против власти римлян — и потерпели поражение! Войско императора Тита заключило Иерусалим в блокаду, во время которой более ста тысяч людей погибли от голода. Затем, взяв ослабленный город штурмом, римляне полностью разрушили храм и сровняли с землей гору, на которой он стоял. Иерусалим был повержен в руины. Эти события, описанные Иосифом Флавием, нашли документальное подтверждение во время раскопок, организованных в 2015 году Израильским управлением древностей. Исследования проходили под руководством археолога Рины Авнер на территории Русского подворья.
Комментарий эксперта:
Русское подворье — один из старейших районов в Иерусалиме неподалеку от Старого города. На земле, купленной здесь у арабов в девятнадцатом веке, Императорское православное палестинское общество построило комплекс зданий для размещения паломников из России. В ходе строительства проводились археологические раскопки, благодаря которым удалось обнаружить остатки укреплений первого века. В 1964 году советское правительство продало большую часть подворья государству Израиль. В 2015 году городские власти Иерусалима наметили размещение на этой территории студенческого городка академии искусств и перед началом строительных работ предприняли археологические изыскания. Команда Управления древностей установила, что к найденной в девятнадцатом веке крепостной стене примыкает башня. С западной стороны этого укрепления специалистами найдено более семидесяти крупных камней — именно таких, какие римляне применяли при осаде крепостей. Руководитель раскопок Рина Авнер рассказала, что форма камней и их скученность в одном культурном слое неопровержимо доказывают, что они связаны с осадой города в первом веке. Доктор Авнер озвучила предположение, что эти ядра были выпущены из камнемётов легионерами императора Тита. Вероятнее всего, под прикрытием обстрела римляне подтянули к крепостной стене таран, который пробил в ней брешь и позволил солдатам войти в город.
Крепость, открытая учёными на территории Русского подворья, обрамляла Северную часть Иерусалима и включала в свои пределы Голгофу. Но в Евангелии сказано, что Распятие происходило за пределами города! Как же объяснить это противоречие? Разобраться поможет рассказ руководителя раскопок 2015 года Рины Авнер.
Комментарий эксперта:
Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские войны» сообщает, что к середине первого века в Иерусалиме сложилась непростая система стен. Историк свидетельствует о трех крепостях, две из которых были построены в пятом и втором столетиях до новой эры. А вот третью стену начали возводить по приказу иудейского царя Агриппы в начале сороковых годов первого века. Она была нужна, чтобы защитить северную часть Иерусалима, выросшую в первом столетии за пределами двух более древних крепостей. Однако, Агриппа прекратил строительство, опасаясь, что император Клавдий обвинит его в сепаратистских настроениях. Стена стала настоящим оборонительным сооружением только в 66 году — готовя восстание, иудеи позаботились таким образом о защите города.
Используя научные методы датировки, археологи установили, что руины на территории Русского подворья, относятся к середине первого века. А следовательно, они не могут являться ни первой, ни второй стенами, а только третьей, построенной иудейскими повстанцами.
Израильским ученым не только удалось воссоздать подробности осады Иерусалима, ставшие иллюстрацией предсказанного Христом разрушения древнего города. Доказав, что крепостная стена, защищавшая Северную часть Иерусалима, построена в сороковых-шестидесятых годах первого века, то есть, после казни Спасителя, археологи подтвердили достоверность Евангельской истории.
Блаженная Валентина Минская (Валентина Фёдоровна Сулковская) и её семья - супруг и родные

Фото: Gionatan Rossi / Unsplash
В келье блаженной Валентины Минской, местночтимой святой Белорусской Православной Церкви, прямо над её кроватью висел образ Божьей Матери Владимирской. Подвижница часто и подолгу перед ним молилась. Жила она в конце 19-го — середине 20-го века. К блаженной за духовной поддержкой приходило тогда множество людей. И многим она рассказывала, как когда-то этой иконой родители благословили её на брак. Вспоминала и о своей семейной жизни — всегда с теплом и радостью. Между тем, жизнь эта была полна испытаний. Матушке Валентине и её супругу, Фёдору Васильевичу Сулковскому, довелось сполна испить горькую чашу гонений на Церковь и верующих.
Валентина была дочерью сельского священника. Семья жила в белорусской деревеньке Коски Станьковского уезда. Родители воспитали её в вере и благочестии. В 1912-м году, когда Валентине исполнилось 24, к ней посватался Фёдор Васильевич Сулковский, коллежский советник, чиновник Минского уездного правления. Он тоже происходил из духовенства, и был другом семьи. Поэтому, когда молодые пришли к родителям невесты за благословением, с радостью напутствовали их в семейную жизнь. Через несколько месяцев Валентина и Фёдор обвенчались. Сохранилась свадебная фотография. Валентина запечатлена на ней в белом платье с вышивкой; на голове у неё — диадема невесты. Рядом с нею — супруг, Фёдор Васильевич, в парадном чиновничьем мундире и форменной фуражке. Лица радостные, светлые, полные надежды.
Но не успели молодожёны толком наладить семейный быт, как началась Первая Мировая война. Фёдора Васильевича мобилизовали на Западный фронт. Ему предстояло заниматься вопросами тылового обеспечения действующих там армий. Валентина Фёдоровна вместе с ним отправилась к месту его службы — в белорусский город Оршу. Жить супругам пришлось в казарме.
Так прошло три года. В октябре 1917-го Сулковские узнали о том, что большевики совершили государственный переворот. Вскоре и в Белоруссии провозгласили советскую власть. Фёдор Васильевич, состоявший на службе у царского правительства, да к тому же сын священнослужителя, очень не нравился партийному руководству. Чтобы поменьше быть на виду, в 1919-м супруги вернулись в Коски. Занялись крестьянским трудом. Хозяйство у Сулковских было небольшим — только чтобы самим прокормиться. Когда в 20-х годах началась так называемая продразвёрстка — принудительное изъятие у крестьян продовольствия в пользу государства, им пришлось отдавать почти всё. Супруги с трудом выживали. И тем не менее, в 1931 году, во время коллективизации, их сочли зажиточными, «кулаками». Припомнили службу царю и происхождение Фёдора Васильевича. И... арестовали. Отправили в Мордовию, в Темлаг — Темниковский исправительно-трудовой лагерь. Без права переписки. Первую весточку от мужа Валентина получила только в 1933-м. Фёдор Васильевич сообщал, что его отпустили на вольное поселение в Астрахани. Радостная, Валентина Фёдоровна кинулась хлопотать о разрешении на выезд к мужу. Но не успела — буквально через несколько дней пришло известие о новом аресте. Фёдора Васильевича выслали на Дальний Восток.
Всего две весточки успела получить от него Валентина Фёдоровна. Сначала пришло письмо. «Как живёшь ты, моя дорогая Валюша? Напиши поскорее», — нежно обращался к ней муж. Она написала, собрала большую посылку. В ответ в июне 1933-го почта принесла в конверте короткую записку. На оборванном клочке бумаги — всего два слова, написанных явно второпях: «Благодарю. Прощай». Потом Валентина узнала, что это, по всей видимости, были предсмертные строки. Вероятно, только их и позволили написать мужу перед расстрелом.
После кончины супруга Валентина Фёдоровна слегла. 33 года, до самого конца своей жизни, провела она в постели. Но вместе с телесной немощью Господь послал ей духовную силу — дар молитвы и прозорливости. Во время Великой Отечественной войны к Валентине — так стали звать её люди — приходили за поддержкой женщины, у которых воевать ушли мужья и сыновья. Она молилась о их возвращении домой. И до последнего вздоха молилась об упокоении супруга, любовь к которому хранила. Все свои письма неизменно подписывала словами: «Вдова Фёдора Сулковского». В 2006-м году Валентина Фёдоровна была канонизирована Белорусской православной церковью как блаженная Валентина Минская.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Алексей и Вера Окладниковы

Фото: Eugene Lazovsky / Unsplash
Археолог, историк и этнограф, исследователь первобытной культуры академик Алексей Павлович Окладников, говорил, что рядом с ним, как ангел-хранитель, всегда была любовь. К глубинам истории человечества, которые он открывал для новых поколений. И к той, которая на протяжении почти всей жизни разделяла с ним радость этих открытий — супруге Вере Дмитриевне Запорожской.
Они встретились в родном для обоих городе Иркутске, совсем ещё молодыми людьми. В 1928-м Алексей пришёл работать в Иркутский краеведческий музей. Его назначили заведующим этнографическим отделом. А спустя три года в музее появилась Вера. Выпускница иркутского художественного училища, она стала работать в картинной галерее и вскоре её возглавила. Алексей тогда исследовал так называемые Шишкинские писаницы — памятник наскальной живописи, расположенный неподалёку от Иркутска, на берегу реки Лены. К Вере как к специалисту с художественным образованием, он обратился тогда за консультацией. Они встречались, внимательно рассматривали фотографии наскальных рисунков, которые приносил Алексей, с интересом их обсуждали. В этих научных дискуссиях зародилось чувство. В 1932-м году Вера и Алексей поженились.
Медовый месяц молодожёнов прошёл... в археологическом походе. Это была необычная экспедиция — только для них двоих. Вера и Алексей отправились в Якутию. На небольшой вёсельной лодке они проплыли вниз по течению реки Лены несколько тысяч километров! Шли сквозь туманы, дожди, тучи комаров. Не каждая женщина отважилась бы на такое путешествие. Но Вера проявила себя как стойкая и преданная помощница своего супруга. Она обеспечивала полевой быт, делала зарисовки и фотографии, вела походный дневник. «Я понял тогда, что Вера для меня — всё», — вспоминал Алексей Павлович Окладников. Таких экспедиций в их жизни было потом ещё немало: трудных, опасных. Сохранились фотографии, на которых Вера и Алексей — уставшие, в запылённых стоптанных сапогах, но счастливые оттого, что вместе. Вместе были они высоко в горах узбекского Гиссарского хребта. Вместе обнаружили в сибирской деревне Буреть уникальный артефакт — древнюю костяную женскую фигурку, которую назвали «палеолитическая Венера». А во время арктической экспедиции, корабль, который должен был забрать их в назначенное время, опоздал. Супруги десять дней провели во льдах, едва не погибнув от голода. В разгар богоборческих 1930-х Алексей Павлович и Вера Дмитриевна совместными усилиями отстояли, спасли от уничтожения старинный Иркутский Знаменский монастырь. Власти хотели снести святыню и устроить на её месте аэродром.
11 длительных и сложных экспедиций прошла Вера Дмитриевна бок о бок с супругом. А в 1951-м году у Окладниковых родилась дочь Лена. Вера Дмитриевна не могла больше сопровождать мужа. Алексей Павлович стал ездить на раскопки с учениками.
В 1959-м году Вера Дмитриевна издала монографию «Петроглифы средней Лены» — научную работу о наскальных рисунках, которые они открывали вместе с мужем. Один из экземпляров она подписала на память супругу: «Эту книгу, Алёша, дарю тебе — твоему неиссякаемому творческому пламени, блестящей мысли и дерзаниям. Всё, что было сделано мною в археологии, всё сделано только для тебя». О научных открытиях и жизни Алексея Павловича и Веры Дмитриевны Окладниковых их дочь Елена в 2012 году опубликовала небольшую биографическую повесть «Охотник за ветрами отшумевших времён». В ней она рассказала, что родителей связывало глубокое взаимное чувство любви и уважения. Для всех, кто их знал, они были примером беспредельной преданности друг другу и общему делу.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Духовные аспекты работы СМИ». Роман Торгашин

У нас в студии был директор Радио ВЕРА, кандидат экономических наук Роман Торгашин.
В рамках цикла «Вера и дело» разговор шел о том, как существуют современные средства массовой информации, как идет борьба за внимание человека и какие сегодня стоят вызовы и угрозы в информационном пространстве.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело