
«Осенняя соната», студия Filmédis, Incorporated Television Company (ITC), Personafilm, Suede Film, режиссёр Ингмар Бергман
— Я уеду пораньше. Четырёх-пяти дней вполне достаточно. Полечу в Африку. Я туда давно собиралась. Но как всё это тяжко. Тяжко, тяжко...
Шарлотта, героиня фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната», раздосадована. Женщина приехала в гости к Эве, своей взрослой, замужней дочери, и собиралась какое-то время пожить в её загородном доме. А спустя всего несколько часов после приезда, кажется, уже изменила свои планы. Только что прозвучал фрагмент из картины, в котором Шарлотта, размышляя вслух наедине с собой, решает не задерживаться у дочери. Но что же заставило её передумать? Ведь она не виделась с Эвой целых семь лет!..
Киноленту «Осенняя соната» шведский режиссёр Ингмар Бергман снял в 1978 году. И вот уже более сорока лет она будоражит умы, сердца и души зрителей, которые продолжают разгадывать фильм, открывать в нём новые смыслы. Первый набросок сценария «Осенней сонаты» Бергман сделал в 1976-м. Картина вышла на экраны через два года, и завоевала такие престижные кинопремии, как «Сезар» и «Золотой глобус», а также получила две номинации на премию «Оскар».
«Дочь не может простить мать, мать не может простить дочь», — так вкратце описывал «Осеннюю сонату» сам режиссёр. И в этом конфликте Бергман пошёл намного дальше классического противостояния отцов и детей. Он показал глубочайшую духовную драму о том, какой выстраданной может быть любовь, как трудно порой даются раскаяние и прощение. Кстати, в какой-то мере картину можно назвать автобиографичной. У самого Бергмана был конфликт с матерью, и он никак не мог её простить, в чём позже очень сильно раскаивался. Режиссёр писал в своих мемуарах, что после смерти матери все время представлял, как приходит к ней и просит прощения.
Снятый в самой простой манере, фильм получился мощным, многогранным и ошеломляющим. Любопытно, что многие критики сравнивают его с музыкальным произведением — и не только из-за названия, но и потому, что режиссёр создал картину по всем правилам сонатной формы. Партия матери и дочери сначала противопоставляются друг другу, потом обе они развиваются с нарастающим напряжением, переплетаются, достигают предельного накала, чтобы в финале обрести новое звучание. И переломным моментом в киноповествовании становится эпизод, когда мать и дочь задают друг другу один и тот же вопрос, который не даёт покоя им обеим:
— Эва?
— Да, мама.
— Ты любишь меня?
— Ты же моя мать.
— Это тоже ответ.
— А ты меня любишь?
— Ну конечно, очень!
— Нисколько...
И после этого неожиданного диалога зрители становятся свидетелями одновременно и суда, и исповеди, и катарсиса. Актёрская работа получилась глубоко эмоциональной. Актрисы словно не играют, а проживают жизни своих героинь. Режиссёр не раздумывал над тем, кто сыграет мать и дочь в его картине. «На эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их», — писал он в своих заметках. Роль Шарлотты принесла Ингрид Бергман, однофамилице режиссёра, награду «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. А Лив Ульман за роль Эвы получила премию Итальянской киноакадемии.
Операторская работа в картине «Осенняя соната» тоже на высоте. За камерой стоял шведский кинооператор Свен Нюквист. Он талантливо и выразительно запечатлел крупные планы героинь, мельчайшие черты их лиц, мимику, движения, эмоции. Во многом благодаря этому фильм пронизывает особенная атмосфера и остро ощущается эффект присутствия. Временами кажется, что действие происходит не на экране, а на театральной сцене, а ты сидишь в первом ряду партера. Не случайно «Осеннюю сонату» Ингмара Бергмана очень любят театральные режиссёры. К примеру, в 2012 году в театре «Современник» её поставила режиссёр Елена Половцева. В одном из интервью она заметила, что главная мораль произведения созвучна библейской заповеди о почитании родителей. У детей всегда найдутся к ним претензии. Но люди смертны, и у нас не так уж много времени, чтобы сказать родителям о нашей любви. Поэтому единственное, что на самом деле важно — заботиться о родителях и благодарить их за то, что мы появились на свет.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер