— Я уеду пораньше. Четырёх-пяти дней вполне достаточно. Полечу в Африку. Я туда давно собиралась. Но как всё это тяжко. Тяжко, тяжко...
Шарлотта, героиня фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната», раздосадована. Женщина приехала в гости к Эве, своей взрослой, замужней дочери, и собиралась какое-то время пожить в её загородном доме. А спустя всего несколько часов после приезда, кажется, уже изменила свои планы. Только что прозвучал фрагмент из картины, в котором Шарлотта, размышляя вслух наедине с собой, решает не задерживаться у дочери. Но что же заставило её передумать? Ведь она не виделась с Эвой целых семь лет!..
Киноленту «Осенняя соната» шведский режиссёр Ингмар Бергман снял в 1978 году. И вот уже более сорока лет она будоражит умы, сердца и души зрителей, которые продолжают разгадывать фильм, открывать в нём новые смыслы. Первый набросок сценария «Осенней сонаты» Бергман сделал в 1976-м. Картина вышла на экраны через два года, и завоевала такие престижные кинопремии, как «Сезар» и «Золотой глобус», а также получила две номинации на премию «Оскар».
«Дочь не может простить мать, мать не может простить дочь», — так вкратце описывал «Осеннюю сонату» сам режиссёр. И в этом конфликте Бергман пошёл намного дальше классического противостояния отцов и детей. Он показал глубочайшую духовную драму о том, какой выстраданной может быть любовь, как трудно порой даются раскаяние и прощение. Кстати, в какой-то мере картину можно назвать автобиографичной. У самого Бергмана был конфликт с матерью, и он никак не мог её простить, в чём позже очень сильно раскаивался. Режиссёр писал в своих мемуарах, что после смерти матери все время представлял, как приходит к ней и просит прощения.
Снятый в самой простой манере, фильм получился мощным, многогранным и ошеломляющим. Любопытно, что многие критики сравнивают его с музыкальным произведением — и не только из-за названия, но и потому, что режиссёр создал картину по всем правилам сонатной формы. Партия матери и дочери сначала противопоставляются друг другу, потом обе они развиваются с нарастающим напряжением, переплетаются, достигают предельного накала, чтобы в финале обрести новое звучание. И переломным моментом в киноповествовании становится эпизод, когда мать и дочь задают друг другу один и тот же вопрос, который не даёт покоя им обеим:
— Эва?
— Да, мама.
— Ты любишь меня?
— Ты же моя мать.
— Это тоже ответ.
— А ты меня любишь?
— Ну конечно, очень!
— Нисколько...
И после этого неожиданного диалога зрители становятся свидетелями одновременно и суда, и исповеди, и катарсиса. Актёрская работа получилась глубоко эмоциональной. Актрисы словно не играют, а проживают жизни своих героинь. Режиссёр не раздумывал над тем, кто сыграет мать и дочь в его картине. «На эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их», — писал он в своих заметках. Роль Шарлотты принесла Ингрид Бергман, однофамилице режиссёра, награду «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. А Лив Ульман за роль Эвы получила премию Итальянской киноакадемии.
Операторская работа в картине «Осенняя соната» тоже на высоте. За камерой стоял шведский кинооператор Свен Нюквист. Он талантливо и выразительно запечатлел крупные планы героинь, мельчайшие черты их лиц, мимику, движения, эмоции. Во многом благодаря этому фильм пронизывает особенная атмосфера и остро ощущается эффект присутствия. Временами кажется, что действие происходит не на экране, а на театральной сцене, а ты сидишь в первом ряду партера. Не случайно «Осеннюю сонату» Ингмара Бергмана очень любят театральные режиссёры. К примеру, в 2012 году в театре «Современник» её поставила режиссёр Елена Половцева. В одном из интервью она заметила, что главная мораль произведения созвучна библейской заповеди о почитании родителей. У детей всегда найдутся к ним претензии. Но люди смертны, и у нас не так уж много времени, чтобы сказать родителям о нашей любви. Поэтому единственное, что на самом деле важно — заботиться о родителях и благодарить их за то, что мы появились на свет.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Свято-Георгиевский женский монастырь
Свято-Георгиевский женский монастырь — пример того, как люди, благодаря своей вере и любви, могут творить чудеса. На горе Дубровка, расположенной рядом с городом Ессентуки, еще 20 лет назад ничего не было. А сейчас — этот монастырь, посвященный Святому Великомученику Георгию Победоносцу, один из ярких уголков Кавказских Минеральных Вод. Сюда едут туристы, паломники и постоянные прихожане, чтобы побывать на службах, где очень проникновенно поют воспитанницы детского приюта — пансиона «София» и монахини, прикоснуться ко множеству святынь, а главное, посмотреть на свою жизнь с высоты, ведь это важно.
О том, как был построен этот монастырь, кто его помощники, как здесь живут и трудятся замечательные сестры обители, во главе с Матушкой Игуменьей Варварой Шурыгиной, а еще о том, как воспитать в детях веру в Бога, расскажет наша программа.
Все выпуски программы Места и люди