«Анна на шее» — есть у Антона Павловича Чехова такой рассказ. По сюжету муж главной героини получает орден Святой Анны 2-й степени. Согласно правилам, его носили на ленте, надетым на шею. Что же это за награда? Как она появилась в России? Кому и за что вручалась?
Можно сказать, что орден святой Анны возник благодаря большой любви. Великая княжна Анна Петровна, дочь российского императора Петра Первого, в 1725 году обвенчалась с Карлом Фридрихом, герцогом Гольштейн-Готторпским. Это был не просто династический брак. Семейный союз скрепляли подлинные, глубокие чувства. Супруги очень любили друг друга. Однако спустя всего три года Анна Петровна скончалась. Герцог сильно горевал. И в 1735-м, в память о любимой жене, учредил новую награду Гольштейн-Готторпского государства — Орден Святой Анны. Орден был назван в честь святой праведной Анны, матери пресвятой Богородицы. Через 4 года после этого Карл Фридрих отошёл ко Господу, совсем ненадолго пережив супругу. А единственный сын герцога и Анны Петровны, Карл Пётр Ульрих, в 1742-м году стал наследником Российского престола. У императрицы Елизаветы Петровны, его родной тётки, не было детей. И она решила передать трон племяннику. В России Карл Пётр Ульрих принял православие и стал именоваться великим князем Петром Фёдоровичем. А взойдя на престол — императором Петром Третьим. Правил он всего год. За это время несколько русских придворных получили из его рук тот самый Орден Святой Анны. Гольштейн-Готторпскую награду, учреждённую в честь матери, Пётр Фёдорович привёз с собой в Россию. Как сын герцога, он унаследовал право присуждения этого ордена.
Впрочем, иностранная награда долгое время не имела в России большого веса. До тех пор, пока 5 апреля 1797 года, в день своей коронации, император Павел Первый, сын Петра Третьего, не причислил орден Святой Анны к государственным наградам Российской Империи. В изданном в тот же день императором Павлом «Установлении об орденах» давалось описание знака Ордена: «Крест золотой, большой, на белом (...) поле, обведенном золотою каймою, изображение Святой Анны. (...) Вокруг креста (.) девиз: Любящим Правду, Благочестие, Верность». У ордена был свой праздничный день — 3 февраля. Свой храм — им стала церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге, на улице Моховой. Появились 1 и 2 степени Ордена, которыми награждались высшие офицерские чины и государственные служащие за выслугу лет. Так, например, чиновники получали награду за двенадцать лет беспорочной службы в одной должности, а военные — за восемь лет в чине не ниже штабс-капитана. Знак Ордена 3-й степени был исключительно военной наградой и вручался за храбрость, проявленную в бою. Он представлял собой маленький крестик, который крепился на эфес шпаги. В 1815 году, при императоре Александре I, немного изменился статут — то есть положение об ордене. Крест для ношения на оружии перешёл в 4-ю степень награды. А знаком ордена третьей степени стал нагрудный крест с бантом. Он тоже вручался за военные заслуги.
Орден Святой Анны стал первым орденом великого полководца Александра Васильевича Суворова. В 1789 году этой награды удостоился и будущий фельдмаршал Михаил Кутузов. После революции 1917-го года большевики упразднили орден. Впоследствии он возродился за рубежом, в среде русской эмиграции, но, к сожалению, лишь как символическая награда, не имеющая официального государственного статуса.
Все выпуски программы Открываем историю
Уральская икона Божией Матери
Иконография Божией Матери исчисляется сотнями видов различных Её изображений. Первые образы были написаны ещё при земной жизни Царицы Небесной. А есть иконы, которые появились совсем недавно. Одна из них — Уральская.
Её история началась в 2003 году. Жительница города Екатеринбурга по имени Екатерина на третий день после Рождества Христова увидела необыкновенный сон. В заснеженном лесу под елью стояла икона Богородицы, окружённая ослепительным сиянием. Снежинки вокруг неё сверкали подобно бриллиантам. Пречистая Дева обратилась к Екатерине с иконы: «Я охраняю Уральскую землю от бед и зол. Пусть люди напишут Мой образ, каким его видела ты, и молятся перед ним».
Женщина рассказала о видении настоятелю Никольского городского храма, а тот — архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению. И вскоре по благословению владыки была написана икона, получившая название Уральская. За основу изображения взят Казанский образ Божией Матери. Новая икона также написана по типу Одигттрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница.
Но есть у Уральского образа и существенные отличия. Плат, покрывающий голову и плечи Богородицы, не пурпурный, как на Казанской иконе, а белый. Слева внизу на изображении показан сверкающий сугроб. Правый верхний угол украшен припорошённой снегом еловой веткой.
В 2003 году Уральская икона Божией Матери была прославлена как местночтимая. Празднование в её честь установлено на третий день Святок, девятое января. Первообраз находится под сводами Никольского храма Екатеринбурга. А многочисленные списки распространились по церквям хранимой Богородицей Уральской земли.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Эгоистка. Наталья Разувакина
Сделаешь кому-то доброе дело — и тебе самой хорошо. Очень хорошо. Я это с детства усвоила и потому в молодости отчаянно хамила людям. Отчаянно-нечаянно, как потом уже разобралась.
Где тут связь? Сейчас объясню.
Вот в детстве как было? Вступилась за девочку, которую почему-то постоянно обижал весь класс — и радостно мне. Или уже позже, когда я, совсем юная мама, жила с дочкой в общежитии очень бедно, в день зарплаты покупала сладости в расчёте на всех соседских детей. Они у нас в комнате толкутся, играют... Всех и накормлю! Да и просто кашей накормлю, чем есть, в другой день. Но всех! И мне хорошо. Или собака среди ночи завизжала под окном — вскакиваю с постели, бегу и беру ее, сбитую машиной, к себе, и выхаживаю. Я расценивала все эти поступки как своеобразный эгоизм. Потому что мне же самой хорошо, когда делаю хорошее другому живому существу!
Но дело в том, что с той же лёгкостью я рассчитывала на добрые поступки по отношению ко мне. Уверена была, что все люди — такие же эгоисты. И могла незнакомому соседу, который направился к контейнерам с мусорным мешком, всунуть в руку и свой мешок: «Как удачно я вас встретила, а то мне некогда!» Опешивший сосед послушно нес мой мусор, а я уже бежала по своим делам. Или вот машину могла остановить: «Скажите, вы куда? О, нам по пути, высадите меня там-то, пожалуйста!» И потом спокойно выходила в нужном месте, вежливо попрощавшись и не заплатив. Мне даже в голову не приходило, что водитель мог удивиться или расстроиться. Наоборот: я же дала ему возможность сделать доброе дело, ему же сейчас хорошо!
Оглядываясь на себя ту, двадцати- и двадцатипятилетнюю, я просто холодею от стыда: ну как же я могла? Мои поступки, подобные вышеописанным, а их было немало, можно сравнить с поведением нищего у входа в храм, если бы он вдруг начал вырывать милостыню из рук входящих. Человек волен дать или не дать, помочь или нет, оказать услугу или воздержаться, но не заставлять же его силой творить добрые дела, да ещё по отношению лично ко мне?
Моя радость от добрых дел именно потому и была, что дела творились по моей свободной воле. Я хотела, чувствовала произволение и выполняла: помогала, кормила, спасала, делилась... И на душе наступал праздник. Но если бы те же соседские дети, которых я угощала, чем Бог пошлёт, без спросу вошли в мою кухню и начали распахивать дверцы шкафчиков в поисках, чем бы поживиться, я бы сочла это хамством. Так почему же позволяла себе такое поведение?
Положа руку на сердце, не любовалась ли я собою, высокомерно используя людей? Дескать, вот я какая: легко даю — легко беру, а если вы этому не рады, то это ваши проблемы!
Был в этом налёг эгоизма, который я тогда не осознавала. И некоей дерзости налёт: поступала, как мне надо, а остальное — мелочи. И остальные.
Но у Господа нет остальных. Это я уже позже поняла, придя в Церковь. Каждый человек ценен, и обычные социальные нормы, предполагающие как минимум уважительное отношение друг к другу, обязательны.
Что же касается добрых дел, Христа ради творимых и в Духе Его, к эгоизму они отношения не имеют. Потому что делаются не ради себя, а ради того другого, кому помогаешь, и именно он, другой, в фокусе твоего внимания, а не ты, желающий награды.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.