Самый ценный опыт, который мы приобретает со временем — это опыт ошибок. Вот я был уверен в своей правоте, шумел, настаивал, сердился — а потом выяснилось, что я ошибался. Поверил сведениям, которые оказались ложными, поленился проверить и попытаться выяснить версию другой стороны. Поддался стадному порыву — все побежали и я побежал. Охотно поверил поклепу на людей, которые меня раздражали — может даже, вполне обоснованно раздражали. Захотел произвести благоприятное впечатление на людей, которых воспринимал как своих. Потом я уже видел, что был неправ — но свернуть мешала гордость, мнение окружающих, неспособность признать, что я ошибся, а другие (довольно неприятные, между прочим, люди) — правы. Со всеми бывает; так уж устроена человеческая психология — мы склонны отстаивать наши решения, верные или нет, потому что они — наши. Мы не хотим выглядеть в своих глазах (не говоря уже чужих) людьми, которые допускают глупые ошибки. Эта тенденция ведет к тому, что последствия неправильных решений усиливаются. Сначала я делаю глупость А, потом — глупость Б, которая связана с необходимостью настаивать на глупости А, потом — глупость В, которая неизбежно следует из глупости Б, и так — до последней буквы алфавита. Чем дальше, тем выше цена, которую я уже заплатил — и тем меньше мне хочется, чтобы она оказалась напрасной. Это очень обидно.
И вот ценнейший навык, который был бы мне чрезвычайно полезен в юности, но который приходит только с годами — это способность смириться с ущербом, который причинили мои ошибочные действия, признать ошибку и ущерб, и заняться тем, что на деловом языке называется «минимизацией ущерба».
Возможно, начать с малого — перестать поддерживать конфликт или вкладываться в явно разорительное предприятие. Не ухудшать плохую ситуацию. Если не примириться с людьми, с которыми поссорился, то, хотя бы, прекратить участвовать в обмене нападками.
Признать, что нет ничего необычного в том, чтобы совершать ошибки. Все в этом мире совершают ошибки. Иногда правы бываем мы, иногда — те неприятные люди, которые нам возражают. Иногда (и даже часто) каждая из сторон бывает частично права и частично неправа — мир людей, это мир чрезвычайного беспорядка и запутанности.
Сказать «я ошибался». Это не значит, что я плохой, глупый, некомпетентный человек. Хорошие, умные, компетентные люди ошибаются. Признак глупости, некомпетентности и моральной незрелости — как раз вера в свою безошибочность.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема












