Страшный гром над Египтом в тринадцатом веке до Рождества Христова прогремел неслучайно. Ему предшествовала целая серия природных катаклизмов, о каждом из которых пророк Моисей предупреждал фараона. Если бы египетский правитель отпустил из плена еврейский народ, его подданным не пришлось бы пережить ужас превращения воды в кровь, нашествия жаб, мошек и пёсьих мух, а также двух смертоносных эпидемий. Однако, монарх не соглашался дать пленникам свободу, и каждый его отказ навлекал на страну новую беду.
Седьмым испытанием для египтян стала необычайная гроза. На Египет обрушился град, который библейская книга Исход назвала огненным. Пламенеющие изнутри градины были весьма крупными, их падение больше походило на раскаленный камнепад. Град побил все посевы на полях и даже поломал деревья!
В конце двадцатого века это явление попытался объяснить немецкий профессор Надин фон Блом из института физики атмосферы немецкого города Кюлунгсборна. Этот ученый, много лет посвятивший проблеме формирования града, утверждает, что буре над Египтом способствовало… извержение вулкана Санторин в Эгейском море!
Комментарий эксперта:
Извержение вулкана Санторин археологи датируют приблизительно тем же временем, что и исход евреев из Египта. Сейсмическая активность этого вулкана была настолько мощной, что в атмосферу оказалось выброшено несколько миллионов тонн вулканического пепла. Часть этих выбросов образовала облако, которое атмосферные потоки направили в сторону Египта.
Известно, что после извержения пепел способен долго оставаться в воздухе и перемещаться на значительные расстояния. При этом скорость его перемещения может достигать ста и более километров в час. Например, во время извержения вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году облако вулканического пепла облетело земной шар два раза. Подобное же вулканическое облако, образовавшееся над вулканом СанторИн, по всей видимости, достигнув Египта, столкнулось с грозовым фронтом. Это вызвало бурю, во время которой естественные осадки обрушили на землю продукты деятельности вулкана, все еще находившиеся в раскаленном состоянии.
Трудно себе представить, что вулканическое облако могло разразиться раскаленным градом за многие километры от породившей его огнедышащей горы. Однако, можно привести и свежие примеры подобных явлений. Так, в 1961 году после извержения вулкана Аскья в Исландии пепел через двенадцать часов оказался на западном берегу Норвегии, преодолев расстояние почти в тысячу километров.
Доказательством вулканической природы библейской грозы в Египте стало и недавнее открытие египетских археологов.
Комментарий эксперта:
Проводя раскопки на северо-востоке Синайского полуострова, в шести километрах от Средиземноморского побережья, археологи обнаружили большое количество так называемой пемзы. Это пористый камень вулканического происхождения, по сути дела застывшая лава. Находка вызвала удивление - ведь в Египте нет вулканов! Дальнейшие исследования показали, что пемза по своему составу идентична той, что сохранилась на острове Санторин после древнего извержения.
Как же лава могла попасть с территории современной Греции на берег Синайского полуострова? Вероятнее всего, она была перенесена вулканическим облаком, которое обрушилось на Египет незадолго до Исхода евреев. Как правило, такие облака состоят не только из мельчайших частиц пепла, но и включают в себя более крупные зерна. По всей видимости, округлые пористые камешки, обнаруженные учеными, и были некогда теми огненными градинами, что вошли библейскую летопись.
Можно ли назвать происшедшее чудом? Те ученые, которые склонны подвергать сомнению факты, описанные в Библии, считают, что эти природные катаклизмы не имеют никакого отношения к истории еврейского народа. Они произошли бы в любом случае, независимо от поведения египетского фараона, утверждают скептики. С научных позиций это утверждение невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Что случилось, то случилось! Страшный огненный град обрушился на Египет именно в то время, когда иудеи тщетно пытались вырваться из египетского плена. И это не выдумка. Об этом свидетельствует Священное писание и открытия современной науки.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.