«Одним миром мазаны». Первоначально это выражение означало быть людьми одной веры.
Но этот самый «мир» не вселенная, и не общество. Не окружающая нас жизнь и даже не мир, как антоним войны.
Это «миро» – смесь масла с ароматическими веществами, которая применяется в Таинстве Миропомазания, следующего после Таинства Крещения.
С этим словом существует и другая путаница: в написании и произношении. «Миро» слово среднего рода с одной «р». Его путают со словом «мирра» (женский род, двойная «р») – ароматической смолой, которая добывается из коры дерева или кустарника, и является компонентом мира.
Слово «миро» происходит от греческого «мирон» – благовонное масло. А действие помазания миром относится еще к ветхозаветным временам.
Свидетельства об этом мы находим в библейской книге Исход. По велению Божию миро составлялось из смирны самоточной – смола миррового кустарника, выступающая на стволе, – корицы благовонной, тростника благовонного, касии и оливкового масла.
«И сказал Господь Моисею…возьми себе самых лучших благовонных веществ…и сделай из сего миро для священного помазания».
Далее Господь сообщает, что этим миром нужно помазать отдельные предметы, и таким образом освятить их:
«и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится».
И также помазать Аарона, и сыновей его, – «посвятить их» – чтобы те стали священниками Господу.
Помазание миром стало знаком осуществления Божьего изволения и сообщило помазанным особое значение, которого они до этого не могли иметь.
Помазание Аарона и его сыновей также выделило их из общего числа людей, и поставило посредниками между Богом и народом.
В последующее время миром помазывались не только священники, но и цари, и пророки.
Таинство Миропомазания в христианской Церкви существует с апостольских времен. Верующему при помазании частей тела освященными миром подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.
Сегодня, когда говорят «одним миром мазаны» имеют в виду людей, похожих по характеру, поведению или качествам.
У этого выражения существует и ряд синонимичных фразеологизмов: «два сапога пара», «одного поля ягоды», «из одного теста» и других.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема