Очаг для ребёнка - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Очаг для ребёнка

* Поделиться

Фото: PxHere

В августе 1914-го года Российская Империя вступила в Первую Мировую войну. Примерно за месяц до этого в стране началась масштабная мобилизация. Она проходила на основании Закона о всеобщей воинской повинности, который гласил: «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного». За 4 года Первой Мировой на защиту Родины встали более 15 миллионов мужчин. А их жёны шли трудиться на заводы и фабрики. Рабочая смена на большинстве предприятий длилась по 10-12 часов. В связи с этим у многих женщин возникла проблема: не с кем было оставить маленьких детей. Поэтому в годы Первой Мировой войны в России получили широкое распространение особые учреждения для присмотра за детьми работающих солдатских жён. Назывались они «очагами», поскольку во многом заменяли малышам домашний очаг.

Организовывались и содержались «очаги» городскими властями и благотворительными организациями, и были бесплатными. «Очаги» давали детям не только кров, присмотр и питание, но и были полноценными воспитательными учреждениями. Для них разрабатывались специальные образовательные программы, в которые входили развивающие игры и полезные занятия. Воспитанники «очагов» ухаживали за растениями, дежурили в столовой, помогали убирать помещение. Ребята лепили, рисовали, пели. Иными словами, развивали и творческие способности, и жизненные навыки. На летние месяцы ребят вывозили за город. Дети проводили время на природе, укрепляли здоровье, приучались к работе на земле. В архивах сохранились благодарные отзывы матерей о работе «очагов» и неравнодушном отношении воспитателей.

Действительно, сотрудники детских очагов зачастую целиком отдавали себя работе. Они не только посвящали малышам большую часть времени, но и дарили душевное тепло тем, чьи отцы воевали или погибли на фронте. Часто воспитатели работали на общественных началах, не за деньги, а по зову сердца. У многих из них не было специального образования. Впрочем, вскоре они смогли восполнить этот пробел — в России стали открываться педагогические курсы для желающих работать в детских очагах. Такие курсы действовали, к примеру, в Московском народном университете имени Шанявского. Их окончили 1200 человек самых разных профессий. Лекции читали виднейшие специалисты. Долгое время, в том числе и в советский период, материалы этих курсов служили основным практическим пособием по организации детских садов в России. Важно, что в этих педагогических наработках большое значение придавалось связи и сотрудничеству «очага» с семьёй. Отмечалось, что работа над воспитанием детей станет успешной только при обоюдном старании педагогов и родителей. Этот постулат лёг в основу государственной системы дошкольного образования, которая во многом опиралась, и продолжает опираться по сей день, на замечательный опыт детских очагов.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем