
Фото: PxHere
В августе 1914-го года Российская Империя вступила в Первую Мировую войну. Примерно за месяц до этого в стране началась масштабная мобилизация. Она проходила на основании Закона о всеобщей воинской повинности, который гласил: «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного». За 4 года Первой Мировой на защиту Родины встали более 15 миллионов мужчин. А их жёны шли трудиться на заводы и фабрики. Рабочая смена на большинстве предприятий длилась по 10-12 часов. В связи с этим у многих женщин возникла проблема: не с кем было оставить маленьких детей. Поэтому в годы Первой Мировой войны в России получили широкое распространение особые учреждения для присмотра за детьми работающих солдатских жён. Назывались они «очагами», поскольку во многом заменяли малышам домашний очаг.
Организовывались и содержались «очаги» городскими властями и благотворительными организациями, и были бесплатными. «Очаги» давали детям не только кров, присмотр и питание, но и были полноценными воспитательными учреждениями. Для них разрабатывались специальные образовательные программы, в которые входили развивающие игры и полезные занятия. Воспитанники «очагов» ухаживали за растениями, дежурили в столовой, помогали убирать помещение. Ребята лепили, рисовали, пели. Иными словами, развивали и творческие способности, и жизненные навыки. На летние месяцы ребят вывозили за город. Дети проводили время на природе, укрепляли здоровье, приучались к работе на земле. В архивах сохранились благодарные отзывы матерей о работе «очагов» и неравнодушном отношении воспитателей.
Действительно, сотрудники детских очагов зачастую целиком отдавали себя работе. Они не только посвящали малышам большую часть времени, но и дарили душевное тепло тем, чьи отцы воевали или погибли на фронте. Часто воспитатели работали на общественных началах, не за деньги, а по зову сердца. У многих из них не было специального образования. Впрочем, вскоре они смогли восполнить этот пробел — в России стали открываться педагогические курсы для желающих работать в детских очагах. Такие курсы действовали, к примеру, в Московском народном университете имени Шанявского. Их окончили 1200 человек самых разных профессий. Лекции читали виднейшие специалисты. Долгое время, в том числе и в советский период, материалы этих курсов служили основным практическим пособием по организации детских садов в России. Важно, что в этих педагогических наработках большое значение придавалось связи и сотрудничеству «очага» с семьёй. Отмечалось, что работа над воспитанием детей станет успешной только при обоюдном старании педагогов и родителей. Этот постулат лёг в основу государственной системы дошкольного образования, которая во многом опиралась, и продолжает опираться по сей день, на замечательный опыт детских очагов.
Все выпуски программы Открываем историю
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«История города Юрьев-Польский». Михаил Хрущев

У нас в студии был историк Михаил Хрущёв.
Разговор шел о возникновении и развитии города Юрьев-Польский, о его святынях и храмах, а также о его особенностях по сравнению с другими древними городами Северо-Восточной Руси.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском (эфир 01.09.2025).
Вторая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском (эфир 02.09.2025).
Третья беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Юрьев-Польского и Боголюбово (эфир 03.09.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Владимира и Суздаля (эфир 04.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Общемосковский крестный ход 7 сентября 2025г.;
— 11-й международный культурный форум в Санкт-Петербурге;
— Авторский курс «Культура и религия. История отношений» в рамках Академии журнала Фома;
— Письменная работа как форма проверки знаний в эпоху развития искусственного интеллекта;
— Система образования сегодня — есть ли кризис?
— Роль личности педагога в процессе образования.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «История города Юрьев-Польский». Михаил Хрущев
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 05.09.2025». Оксана Кавальская, Глафира Базурина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов