Образование. Сколько пословиц сказано и книг написано в подтверждение важности этого дела. Однако говоря об образовании, мы не часто задумываемся, что само это понятие есть не что иное, как важнейшее богословское понятие. Восходит оно к первым главам книги Бытия. Там говорится о том, как человек был создан по образу Божию, и как по причине грехопадения, этот образ в человеке исказился. Знания человека о себе, о мире и о Боге тускнеют и для их возвращения необходим обратный процесс. Приобретение знаний о мире, о себе и о Боге и называется процессом образования. Так, благодаря интеллектуальной деятельности человек приобретает знания о законах и устроении Вселенной, развивая душевные качества - познает свой внутренний мир и себе подобных, а благодаря духовной работе имеет возможность вновь приобщиться к самому высокому из утраченных даров - к Богопознанию. Именно в гармонии духа, души и ума человек начинает восстанавливать в себе искаженный образ, то есть образовываться. Причем именно в русском языке библейский смысл этого слово передает себя наиболее явно. Ведь если обратить внимание, европейские языки для слова образования используют латинский глагол ex duco – или e-duco, что буквально значит «исходить», или даже «вылупляться». Отсюда английское education или французское l’education. Даже немецкое слово Ausbildung – это буквально «придать чему-то нужную форму». И только русское ОБРАЗование напоминает нам о том, что посредством полноценного познания, человек способен восстановить свой подлинный богоданный образ. Это еще, конечно же, не святость. Однако начало неплохое.
Интересно, что у такого простого русского слова сложилась удивительно непростая история. Будучи религиозным пережитком, оно, словно глубоко законспирированный шпион, пережило самые страшные атеистические гонения. Даже в годы лютого безбожья, при самых антихристианских режимах, слово «образование» не смогли вытравить из привычного лексикона. А в те годы вытравливали многое, практически все, что хоть как-то было связано с христианским мировоззрением. Даже специальным указом XVI-ой партийной конференции в апреле 1929-го года была запрещена привычная новогодняя елка. А вот в наше время, похоже, идет нешуточная борьба против возвращения образованию и образовательной системе изначального онтологического измерения. Чем объяснить, что во многих школах страны до сих пор оказывается ожесточенное сопротивление введению предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»? Ведь именно его целью является некая гармония в школьной образовательной системе между эмпирическими знаниями и задачами духовно-нравственного воспитания. Однако, несмотря на то, что с 2012 года во всех школах страны был введен данный учебный предмет, наблюдатели фиксируют массовые нарушения свободы выбора из-за недобросовестного исполнения указа на местах. С введением предмета Теология в российских университетах также возникает ряд сложностей. Несмотря на то, что теология преподается во всех ведущих университетах мира, некоторые представители российской академической науки категорически возражают против вхождения этой гуманитарной дисциплины под своды российской высшей школы. Так, в ноябре 2012 года ряд академиков подписались под требованием закрыть кафедру Теологии в Университете МИФИ. Причем среди основных тезисов подписанты ссылаются на сталинскую конституцию и научные стереотипы атеистических времен.
В свое время Станислав Ежи Лец назвал странным парадоксом, что атеисты время «после Рождества Христова» почему-то называют «нашей эрой». Вот как скоро эта эра перестанет быть их, так скоро мы поймем слова великого Эйнштейна о том, что «образование – вовсе не набор знаний, а именно то, что остается после того, как забывается всё, чему учили». А это и есть то самое образование, о котором говорит библейская традиция.
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов