Образование. Сколько пословиц сказано и книг написано в подтверждение важности этого дела. Однако говоря об образовании, мы не часто задумываемся, что само это понятие есть не что иное, как важнейшее богословское понятие. Восходит оно к первым главам книги Бытия. Там говорится о том, как человек был создан по образу Божию, и как по причине грехопадения, этот образ в человеке исказился. Знания человека о себе, о мире и о Боге тускнеют и для их возвращения необходим обратный процесс. Приобретение знаний о мире, о себе и о Боге и называется процессом образования. Так, благодаря интеллектуальной деятельности человек приобретает знания о законах и устроении Вселенной, развивая душевные качества - познает свой внутренний мир и себе подобных, а благодаря духовной работе имеет возможность вновь приобщиться к самому высокому из утраченных даров - к Богопознанию. Именно в гармонии духа, души и ума человек начинает восстанавливать в себе искаженный образ, то есть образовываться. Причем именно в русском языке библейский смысл этого слово передает себя наиболее явно. Ведь если обратить внимание, европейские языки для слова образования используют латинский глагол ex duco – или e-duco, что буквально значит «исходить», или даже «вылупляться». Отсюда английское education или французское l’education. Даже немецкое слово Ausbildung – это буквально «придать чему-то нужную форму». И только русское ОБРАЗование напоминает нам о том, что посредством полноценного познания, человек способен восстановить свой подлинный богоданный образ. Это еще, конечно же, не святость. Однако начало неплохое.
Интересно, что у такого простого русского слова сложилась удивительно непростая история. Будучи религиозным пережитком, оно, словно глубоко законспирированный шпион, пережило самые страшные атеистические гонения. Даже в годы лютого безбожья, при самых антихристианских режимах, слово «образование» не смогли вытравить из привычного лексикона. А в те годы вытравливали многое, практически все, что хоть как-то было связано с христианским мировоззрением. Даже специальным указом XVI-ой партийной конференции в апреле 1929-го года была запрещена привычная новогодняя елка. А вот в наше время, похоже, идет нешуточная борьба против возвращения образованию и образовательной системе изначального онтологического измерения. Чем объяснить, что во многих школах страны до сих пор оказывается ожесточенное сопротивление введению предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»? Ведь именно его целью является некая гармония в школьной образовательной системе между эмпирическими знаниями и задачами духовно-нравственного воспитания. Однако, несмотря на то, что с 2012 года во всех школах страны был введен данный учебный предмет, наблюдатели фиксируют массовые нарушения свободы выбора из-за недобросовестного исполнения указа на местах. С введением предмета Теология в российских университетах также возникает ряд сложностей. Несмотря на то, что теология преподается во всех ведущих университетах мира, некоторые представители российской академической науки категорически возражают против вхождения этой гуманитарной дисциплины под своды российской высшей школы. Так, в ноябре 2012 года ряд академиков подписались под требованием закрыть кафедру Теологии в Университете МИФИ. Причем среди основных тезисов подписанты ссылаются на сталинскую конституцию и научные стереотипы атеистических времен.
В свое время Станислав Ежи Лец назвал странным парадоксом, что атеисты время «после Рождества Христова» почему-то называют «нашей эрой». Вот как скоро эта эра перестанет быть их, так скоро мы поймем слова великого Эйнштейна о том, что «образование – вовсе не набор знаний, а именно то, что остается после того, как забывается всё, чему учили». А это и есть то самое образование, о котором говорит библейская традиция.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема