
«Облако-рай», студии Filmstudio 12A и Мосфильм, режиссёр Николай Досталь
Тоской и грустью лечусь,
Душой на небо я рвусь,
В густом тумане ищу свое счастье.
Быть может, кто-то
Когда мне вдруг откроет глаза
Увижу его сквозь ненастье.
Hо нет его и опять,
Не устаю повторять,
Живя надеждой о встрече с тобою...
Где ты, где ты, облако-рай
Листья надежды мои не роняй.
Перед глазами стремительно проплывают финальные титры. А в сердце надолго останется мотив и главные слова музыкальной композиции к фильму Николая Досталя «Облако-рай».
События киноленты развиваются в российской глубинке начала девяностых годов прошлого века. На экране среди серых пейзажей и неприметных домов размеренная и однообразная жизнь людей, будто сошедших с конвейера. Среди этих мрачных, скучающих лиц особым внутренним светом выделяется лицо главного героя — Николая. Окружающие считают его неудачником, «чудиком», и эта явная неприязнь невольно передаётся зрителю. Но вдруг Коля, сам того не осознавая, кардинально меняет привычную жизнь посёлка. В разговоре с другом Фёдором он признаётся, что уезжает навсегда. Фёдор рассказывает новость соседям. И вот нелепая шутка, а в действительности сокровенная мечта, озвученная главным героем, пробуждает людские сердца. Уже везде и всюду Колю провожают любопытные и одобрительные взгляды. И обычный воскресный день становится праздничным. Все радуются за земляка.
Особенно рад за Николая его друг Фёдор: «Ну ты даёшь! Ну молодец! Я тебя поздравляю! Я тебя просто, просто поздравляю!»
А в следующий момент зритель с удивлением наблюдает за тем, как неравнодушные люди помогают Коле устроить шумные проводы с застольем и песнями под гитару. Разговоры о погоде сменяются философскими размышлениями и грёзами о дальних странах.
Буквально за один день Николай доказывает окружающим, что абсолютно неважно, в каких условиях ты находишься в данный момент. Пусть, на первый взгляд, перспективы на лучшую жизнь туманны, важно рискнуть и попробовать вырваться из рутины.
На протяжении фильма наблюдаешь «эволюцию» собственных чувств по отношению к главному герою. Сначала его считаешь местным «чудиком», поддаваясь влиянию общественного мнения. И только, пройдя вместе с героем через людскую отстранённость, начинаешь видеть другого Николая. Понимаешь, что он не такой, как все вокруг, он живой. Особенно ярко это проявляется в моменты, когда Коля, взяв в руки гитару, поёт сочинённую им песню. Пальцы замирают на струнах, а взгляд с надеждой устремляется в небо.
Звёздочка моя, где ж ты милая
На небе вечном, на небе тёмном,
На небе вечном, на небе тёмном.
Звёздочка моя, ты мне откройся
Чтоб сиял и я, жизнь свою любя,
Чтоб сиял и я, жизнь свою любя...
Не случайно события в фильме происходят в воскресный день. В финале киноленты, когда пыльный автобус увозит героя вдаль, лицо его не выражает грусти, напротив, оно сияет радостью. Кажется, что душа Николая воскресла и готова к новой жизни.
Собор Иоанна Предтечи (Керчь)
 
                                    
Многие туристы, приезжая в Керчь, первым делом спешат увидеть одну из главных её достопримечательностей — Большую Митридатскую лестницу. Поднявшись, они с высоты смотрят на самый древний город России. Керчи, по мнению историков, не менее двух с половиной тысяч лет! Когда-то на месте современного города находился античный греческий полис Пантикапей — столица Боспорского царства. На одном из склонов горы Митридат можно увидеть открытые археологами остатки его былого величия — руины домов, хозяйственных строений и языческих храмов. Но есть в Керчи ещё одна очень древняя достопримечательность, которая не просто прекрасно сохранилась до наших дней, но и продолжает выполнять своё изначальное предназначение. Это керченский Кафедральный собор пророка Иоанна Предтечи. С горы Митридат, кстати, храм замечательно видно — он стоит почти на самом берегу, прямо за ним простираются воды Керченского пролива и виднеется в морской дымке Крымский мост.
По мнению историков и археологов, Предтеченский храм появился здесь в начале 8-го столетия от Рождества Христова, когда Керчь ещё была частью Византийской империи. Керченский Собор Иоанна Предтечи представляет собой яркий образец византийской храмовой архитектуры — характерная кладка из чередующихся в определённом порядке рядов белых и красных камней и плоский полусферический черепичный купол. Имена строителей до нас не дошли, а вот автором внутренней росписи некоторые специалисты считают самого Феофана Грека. В частности, этого мнения придерживался искусствовед Игорь Грабарь. Это значит, что фрески храм приобрёл не сразу, а только в 14-м столетии. Именно в это время жил прославленный иконописец. Фрагменты фресок, очень небольшие, сохранились до сегодняшнего дня. Входишь в храм и спускаешься в прохладе и полумраке вниз по ступенькам — за века культурный слой увеличился и пол собора оказался на несколько метров ниже уровня земли. Оглядываешься по сторонам и вот — то тут, то там, на стенах и сводах проступают фигуры, а кое-где и лики. Алтарную часть обрамляют древние колонны. Увы, в советские годы этот древнейший храм, как и многие другие, оказался закрыт. Вокруг него развернулся рыбный рынок. Только в конце 40-х годов ХХ века собор признали памятником древней архитектуры, а в 60-х капитально отреставрировали, придав аутентичный облик. И вот он перед нами — свидетель византийского правления, хазарского царствования и османского владычества. Богослужения в соборе возобновились в начале 1990-х и сегодня в нём можно помолиться.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Нижний Новгород. Храм Собора Пресвятой Богородицы

Фото: Pavel Neznanov / Unsplash
Рождественская улица — одна из самых красивых в Нижнем Новгороде. Она ведёт от Благовещенского монастыря к Нижегородскому кремлю вдоль Нижне-Волжской набережной. В середине этого пути стоит старинная церковь Собора Пресвятой Богородицы. Её построил в начале восемнадцатого века купец Григорий Строганов. По фамилии мецената в народе храм получил название Строгановский. Здание великолепное! Белокаменная резьба щедро покрывает стены снаружи и внутри. Можно часами рассматривать виноградные грозди, цветы, ракушки, переплетённые узорными завитками. Пятиглавие храма украшено по подобию московского храма Василия Блаженного на Красной площади, разноцветные купола увенчаны ажурными коваными крестами. Примечательна также колокольня Строгановской церкви. Здесь ещё в восемнадцатом веке были установлены часы-куранты. К ним приложил руку сам Иван Кулибин — известный механик-изобретатель, прозванный «нижегородским Архимедом». После революции 1917 года часы были демонтированы. Храм безбожники постановили снести. Однако настоятель, отец Сергий Вейсов, убедил чиновников в исторической значимости здания, и под старинными сводами разместили музей. А в 1993 году в храме Собора Пресвятой Богородицы вновь зазвучала молитва. На богослужения в Строгановскую церковь приезжают верующие со всех концов Нижнего Новгорода.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Макеевка (Донецкая Народная Республика). Собор Георгия Победоносца
 
                                    
3 июня 1991 года совет ветеранов Макеевки Донецкой области принял важное для города решение. Участники Великой Отечественной войны постановили построить храм-памятник, посвящённый Победе над фашизмом. Спустя два года православным выделили место на улице Московской, и в основание церкви был заложен первый камень. В полную мощь строительство развернулось в 1994-ом. В возведении храма принимали участие угольные и металлургические предприятия, городские власти и простые горожане. В 2002 году собор был достроен и освящён во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Здание получилось просторным и светлым. Центральный купол вознёсся над землей на пятьдесят метров. Мраморный иконостас для собора изготовили на Урале. Внутреннее пространство храма расписала группа иконописцев из Москвы, а над украшением фасада трудились специалисты по церковной мозаике из Симферополя. Территория вокруг Свято-Георгиевского храма в Макеевке получила название Соборная площадь.
Радио ВЕРА в Донецке и Макеевке можно слушать на частоте 102,6 FM



 
 



