
Есть у меня приятельница — пожилая монахиня. В монастыре, куда я хожу очень часто, она трудится за свечным ящиком, и мы иногда общаемся, если в храме малолюдно и она не занята молитвой. Мать Олимпиада рассказывает мне о сандаловых чётках, что привезены из дальних земель, о приготовлениях к очередному празднику, о реставрации икон, о новых книгах... И никогда — о себе, о собственном здоровье. Хотя лет ей немало. Но голубые глаза неизменно сияют, и старушкой её ни за что не назвать.
И вот однажды вхожу в храм, а за ящиком другая сестра. Оказалось, матери Олимпиаде нездоровится. Грозы, ливни чередой, вот и давление шалит, упадок сил. Я помолилась о её здравии, а потом, при встрече на следующий день, справилась о самочувствии. Обычно радушная монахиня лишь отмахнулась: дескать, не о чем и говорить, не стоит внимания. Ну, поболела. Ну, поднялась. Неинтересно.
Тут же вспомнилось, как на днях кормила я птиц во дворе и услышала окончание разговора двух стареньких бабушек. «Ну, здоровья тебе!» — сказала одна на прощанье. Вторая откликнулась: «Да, и тебе здоровья! Здоровье нам сейчас необходимо, мы ещё очень нужны тут, очень!» И пошли каждая к своему подъезду, с трудом, шаркая.
Вы скажете, контраст? А я думаю — нисколько. И там, и там — служение, а здоровье — не абсолютная ценность. Свободная от мирских обязательств монахиня принимает свои возрастные телесные недомогания как должное и готова предстать пред Господом каждую секунду. И потому не держится за жизнь земную.
Живущие в миру, среди детей и внуков, женщины рассматривают здоровье как необходимый инструмент служения близким. И тоже не о земных радостях для себя пекутся.
У меня есть книжечка, одна из настольных — советы преподобного Оптинского старца Амвросия мирянам. «Жить — не тужить!» называется она. Настоящее лекарство от уныния. Он и сам был удивительно жизнерадостным и даже весёлым, преподобный Амвросий. Хотя очень тяжело заболел ещё в молодости и болезнь свою нёс всю жизнь. Но даже не стремился к полному телесному исцелению, так как видел, насколько полезно терпение немощи для его души.
Помните Евангельские слова: «...где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»? Смысл их в том, что не стоит привязываться к чему-то земному, если хочешь быть со Христом в вечности. Ведь Царствие Его — не от мира сего. В этом контексте как здоровье, так и нездоровье можно рассматривать лишь как инструмент служения Богу и ближним, одинаково благодарно принимая и то, и это. Что, конечно, не исключает наших молитв о здравии и радости при исцелении. Главное — не возводить здоровье в культ, не делать кумира из собственного тела. Потому что какая нам радость будет, здоровым долгожителям, если без Бога останемся, без любви Его?
И ещё: именно во время болезни близость Господа ощущается особенно. Кто имеет это опыт, тот, пожалуй, не захочет от него отказаться. Для меня это похоже на детское впечатление: вот везут меня на Скорой в больницу, мне очень плохо, но ещё больше мне хорошо. Потому что рядом сидит папа и я чувствую его руку, большую и тёплую. Я не знала тогда, отчего плачу, от боли или всё-таки от счастья. Он есть, самый-самый лучший мой папа, и он так меня любит! Он рядом, значит — всё будет хорошо.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема